Практическая работа по химии Анализ пищевых продуктов


План- конспект урока
Цели урока:
Учебная – определить наличие белков и углеводов в пищевых продуктах, используя знания о свойствах веществ.
Воспитательная – продолжить формирование атмосферы сотрудничества, постоянного общения в парах, группах с целью обсуждения результатов исследования.
Развивающая - развивать умение выражать мысли в виде суждений, самостоятельно сравнивать, выделять существенное, наблюдать, делать выводы.
Методическая – использование проблемного метода для развития исследовательской деятельности учащихся. Ход урока.
1. Орг. момент (5 мин.)
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Дежурный, скажите, кто отсутствует?
Проверим готовность к уроку.
Сегодня нам понадобятся тетради, учебник, химическое
оборудование и химические реактивы.
Проверьте, всё ли у вас есть на столе?
Мы будем проводить эксперимент, поэтому вспомним о ТБ
(журнал по ТБ) при обращении с реактивами, стеклянными предметами, спиртовкой:
- как пользоваться спиртовкой?
- как нагревать пробирку?
- куда должно быть повернуто отверстие пробирки?
- чего нельзя делать с реактивами?
Тема сегодняшнего урока «Анализ пищевых продуктов». Мы проведём с вами исследовательскую работу по определению белков и углеводов в самых распространённых продуктах питания.
Откройте тетради для практических работ и запишите Практическая работа «Анализ пищевых продуктов»
Актуализация, создание проблемной ситуации (5 мин.)
Белок - важнейший компонент нашей пищи. Известный американский физиотерапевт Поль Брэгг в своей книге " Здоровье и долголетие" пишет: "Ваше здоровье - это отражение вашей пищи! Вот основные правила, которых следует придерживаться, осуществляя программу натурального питания: 35% всех потребляемых продуктов - фрукты и овощи в сыром и слегка вареном виде; из которых 15% это - белки (животного и растительного происхождения)".
Скажите, какие продукты мы чаще всего употребляем в пищу?

Ребята сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.
Цель сегодняшнего урока - доказать, что важнейшие продукты питания содержат белок и углеводы. Запишем ее в тетрадь.
Но, для начала сформулируем план эксперимента. Какие вы будете проводить опыты?
1. Качественная реакция на белок – биуретовая реакция, взаимодействие раствора белка с гидрооксидом натрия и сульфатом меди, результат красно-фиолетовое окрашивание.
2. Качественная реакция на крахмал – раствор йода, результат фиолетовое окрашивание.
Молодцы, приступайте к работе.
Выполнение исследования (25-30 мин.)
Практическое занятие
Анализ пищевых продуктов
Задание. Выделите из предложенных пищевых продуктов углеводы, белок, жиры и с помощью характерных реакций обнаружьте выделенные вещества.
Оборудование. Штатив с пробирками, нож, пробиркодержатель, пипетка, полоски фильтровальной бумаги, фарфоровая ступка с пестиком, шпатель, пинцет, кусочки марли, спиртовка, спички.Реактивы. Бензин, 0,1 % раствор иода, 10% растворы гидроксиды натрия, сульфата меди, пищевые продукты: пшеничная мука, ломтики белого хлеба, клубни картофеля, мясной фарш, семена подсолнечника, вода.
Выполнение работы.
1. Выделение крахмала из муки. Поместите на кусочек марли около 1 г муки, соедините вместе края и уголки марли так, чтобы образовался мешочек. Зажав пинцетом, перенесите мешочек в стакан, на две трети наполненной водой, и поболтайте его в течение минуты.
Вода в стакане становится мутной из-за отмываемого из муки крахмала, а в марлевом мешочке остается белковая масса (клейковина).
Для обнаружения крахмала в пищевых продуктах прилейте несколько капель раствора иода в стакан с полученной взвесью (смесью). Что вы наблюдаете?
Установите наличие крахмала в клубне картофеля и в хлебе.
2. Обнаружение белка в мясе. Поместите в пробирку 1 г мясного фарша, прилейте не более чем на одну треть пробирки воды и кипятите смесь в течение нескольких минут. Отлейте 1,5 – 2 мл полученного бульона в чистую пробирку, разбавьте его равным раствором раствора щелочи и добавьте 4 – 5 капель раствора сульфата меди.
О чем свидетельствует фиолетовое окрашивание раствора?
3. Экстрагирование жира из пищевых продуктов. Насыпьте в сухую пробирку приблизительно на 1 см по ее высоте муку, налейте 2 мл бензина и встряхивайте содержимое в течение 1 мин. После отстаивания смеси перенесите несколько капель жидкости на полоску фильтровальной бумаги. После испарения бензина на бумаге останется жирное пятно.
Для обнаружения жира в семенах подсолнечника на дно фарфоровой ступки положите полоску фильтровальной бумаги, на ней разместите семена и пестиком раздавите их. На бумаге образуется жирное пятно
Спасибо. А теперь подведем итоги урока.
4. Итоги урока (5 мин.)
Достигнута ли цель урока?
Да, мы узнали, что продукты питания, которые мы употребляем в пищу содержат необходимые для жизни белки и углеводы.
Продолжите, пожалуйста, мою фразу ….
«Сегодня на уроке я узнал_________________________________»
«Сегодня на уроке я научился______________________________» т ли на всех людей белковой пищи_____пища белки и углеводы? ах, а на таблице показан процентный состав эитх веществ, который
«Сегодня на уроке я смог _________________________________»
Спасибо всем за работу. Дома вы оформляете тетради и сдаёте на следующем уроке.
Хочется отметить работу на уроке _________________________