Доклад на педагогическом совете Патриотическое воспитание учащихся


Воспитание патриотизма на уроках обществознания как условие развитие личности студента.
Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, патриотизм объясняется автором так – это преданность своему Отечеству, своему народу.
Родина … Как рождается её образ в сознании человека и удерживается всю его сознательную жизнь?
Образ Родины, Отечества, на мой взгляд, складывается из трех очень важных компонентов: языка, природы и истории.
Россия стоит перед выбором нового пути в концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Вот почему сегодня важно формировать активную жизненную позицию у учащихся, чувство долга и ответственности.
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания – процесс воздействия на студентов с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание истории (своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. Ребенок должен знать, что он хранитель памяти своих предков и должен передать её потомкам. Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации.
Можно ли научить патриотизму и как это сделать?
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. Отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма у студентов на уроках истории, обществознания и во внеурочное время, хочу представить вашему вниманию. Каждый урок – это плод совместной деятельности преподавателя и студентов.
В патриотическом воспитании можно выделить три направления :изучение истории семьи ребенка;
изучение истории родного края;
изучение истории Отечества
Задачи патриотического воспитания на современном этапе: расширить мотивацию изучения истории Отечества; воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам ,семье; привить студентам навыки исследовательской работы; создать условия для проявления творческих способностей каждого студента.
Процесс патриотического воспитания историей, психологией, на уроках обществознания и во внеклассной работе включает, в первую очередь, воздействие на студентов с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, прививки уважения к культуре народов Крыма и РФ.
На уроках обществознания мои ученики не только пишут эссе, но и дискутируют, обсуждают проблемы настоящего времени, происходящего у нас в стране и в ближнем зарубежье. Казалось бы, откуда здесь взяться патриотизму? Например, тема урока: »Человек, природа, общество». Учащиеся выполняют задания по следующим направлениям: «Мир вокруг нас» , «Что ты знаешь о своей родине?», «Гордись ,что ты- крымчанин!».
Темы: «Социальный контроль», «Девиантное поведение, самоконтроль» позволяют оценить жизнь современного общества, взаимоотношения людей в глобальном масштабе и в микрогруппе. Тема: «Нации и межнациональные отношения» затрагивают отношения народов Крыма и учат на примере крымчан межнациональной солидарности, дружбе, основанной на уважении в религии ,культуре народов Крыма.
Вот несколько примеров организации подобной деятельности на уроках обществознания: например, на занятиях организуется работа правового консультанта. В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью получения юридической помощи, но не всегда имеет реальную возможность ее получить от квалифицированного специалиста и поэтому вынужден самостоятельно проводить анализ реальных жизненных ситуаций, аргументированной защиты обращаться к нормативно-правовым документам, изучать их, не только, чтобы выработать собственное отношение к какому-либо вопросу, но и, в первую очередь, для того, чтобы со знанием дела применять на практике, прогнозировать последствия своей деятельности и критически оценивать ее. Учащиеся делятся на 2 группы: одна - консультанты по какой- либо конкретной проблеме, вторая - желающие получить консультацию. Обе группы предварительно готовятся - ищут вопросы и ответы. Такая работа позволяет учиться ориентироваться в нормативно-правовых документах государства , извлекать нужную информацию, передавать информацию с помощью устной и письменной речи, способствует усвоению знаний.
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция.
С этой целью на уроках использую проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини-дискуссии. Я затрону только две очень важные темы в развитии гражданина своей страны это знание главного закона – Конституции РФ и знание истории государственной символики нашей государства. Формирование уважения к законам страны и
государственными символами государства, является важной составляющей частью воспитания гражданина России. Государственные символы несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально политическую нагрузку. В каждом элементе государственной символики
заложен глубочайший смысл, они показывают историю происхождения государства, ее структуру, его цели, принципы национальных традиций.
Самостоятельно ученики готовят презентации о государственных символах РФ. Гр. 9/5 Алехин Р., Кужелев Е. ,Гр. ОФБ 9/1 , Гр.109 Пакусин В.
Во время изучения темы : «Духовность. Духовный мир личности» прошу после знакомства с понятиями «духовность», «духовный мир человека» прошу составить шкалу жизненных ценностей, проранжировав их с точки зрения ценностей. Ранжировка осуществляется по степени значимости:-ценности жизни(жизнь, здоровье); -материальные ценности(комфорт, деньги);_ социальные ценности(карьера, признание) ; духовные ценности ( искусство, любовь, патриотизм) и т.д. После заполнения таблицы обсуждаются следующие вопросы:
-Что для Вас является приоритетным в шкале личности и почему?
–К какому разделу ценностей можно отнести патриотизм и гражданственность? Есть ли эти ценности в вашей таблице? Объясните.
-Формируются ли ценности у личности самостоятельно или на них можно повлиять?
- Как связаны ценности и идеалы личности? Кто является для вас идеалом личности?
На занятиях изучаем тему в группах «Социальные отношения. Социальные роли.» (Группы ОС 9/3, ОС9/5, П109,П110,)Студентам необходимо понять какие роли каждый несет в своей жизни(я - житель планеты Земля, я - гражданин России, я - крымчанин, я - ученик, я - ФИО, Я - интересная личность, я могу, я должен, я хочу…). Первоначально задание кажется легко выполнимым, но учащиеся, работая в малой группе, сталкиваются с рядом проблем, в том числе самоидентификации, а также с такими характеристиками малой группы как сплоченность, конформность, дифференциация. В ходе организованной дискуссии учащиеся делают вывод, что учебный коллектив это не просто индивиды, а личности, которым свойственно не походить на других и одновременно быть другими признанными. Такие занятия (с опорой на личный опыт) помогают студентам увидеть связь между отдельными темами, между отдельными предметами, между занятиями и жизнью вне техникума.
При изучении темы «Нации и межнациональные отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно предлагаю темы эссе: «Национальное самосознание-что это такое?», «Гордись, что ты - крымчанин!» Рассматриваются вопросы взаимоотношения народов России, Крыма опираясь на конкретные исторические примеры: анализируем этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе. Эти вопросы можно рассматривать в процессе изучения документальных материалов, обсуждать в виде дискуссии. Примером могут быть вопросы :Холокоста, Северная Ирландия, Палестина и Израиль, Донбасс.
Показателями сформированности активной гражданской позиции будут являться:
- интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);
- отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);
- работа в органах ученического самоуправления;
Эту возможность дают уроки:
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;
- на уроках приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию; Они достигаются следующим образом:
- позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за отечество, активную позицию по отношению к агрессии против Родины.
-личности русской истории (святые земли русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;
-формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Раздел «Право» направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Знакомство с паспортной системой РФ. Знакомство с уголовным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. Раскрываются нюансы законодательной системы государства.

Заключение.
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Идея воспитания гражданственности и патриотизма у студентов не нова, но очень актуальна в современной России.
Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.
Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.
Качественный уровень воспитанности студентов может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Список использованной литературы.
1. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.
2. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.
3. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./
4. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.
5. Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.
6. Любан Т. Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./
7. «Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 20006 г./
8. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
9. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово. 2005.
.
Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом».
Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких вариантов может быть три:
а) с этим можно согласиться;
б) это – спорная мысль;
в) с этим невозможно согласиться.
1-Иди...
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...
(Л. Ахматова)
2-Она меня с годами
В своей державной высоте.
И мы гордимся все упрямей:
«И Русь не та, и мы не те!»
(Н. Старшинов)
3-Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Г. Г. Державин)
4-На чужой стороне и весна не красна.
(Народная мудрость)
5-В России две беды: дураки и дороги.
(П. В. Гоголь)
6-Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
- Таким законом наши предки жили.
(О. Фокина)
7-Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Народная мудрость)
8-Родина там, где больше платят.
(Современные СМИ)
9-Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
(М. Цветаева)
10-Чужая сторона прибавит ума.
(Народная мудрость)
В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А- 1 10 10 10 1 10 10 1 5 10
Б- 5 5 5 5 10 5 5 5 10 5
В- 10 1 1 1 5 1 1 10 1 1
Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.
Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На чужой стороне Родина мыслей вдвойне».
Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место. Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.
Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».