Технологическая карта урока литературного чтения Способы выражения авторской оценки в рассказе В. Драгунский «Кот в сапогах» 3 класс


1.Дидактическое обоснование
Литературное чтение , 3 «А» класс, автор учебника Н. А. ЧураковаУМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Способы выражения авторской оценки в рассказе..В. Драгунский «Кот в сапогах»
Цель: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя-рассказчика; обсудить особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению.
Тип урока: «Повторение»
2.Технологическая карта занятия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности
(орг.момент) Настрой на работу
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки
Пересказ рассказа Пересказывают рассказ Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи Вспомните, какую тему мы изучаем.
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Кот в сапогах». Знакомо ли вам оно?
Материал для учителя
Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Америке, в Нью-Йор-ке. Его папа и мама молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на родину. В детстве он был обычным ребенком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Его самой любимой книгой была книжка про Тома Сойера. После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории, всех разыгрывал. И тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом, и В. Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.
Во время зимних каникул он работал на елках и был самым веселым и смешным Дедом Морозом. Затем В. Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать. В. Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.
Вообще-то, писателем Драгунский не собирался становиться. Но однажды у него родился сын Дениска, с которым стали случаться всякие смешные истории. В. Драгунский стал эти истории записывать, получились «Денискины рассказы», над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге В.Ю. Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве.
С одной из этих историй, «Кот в сапогах», мы сегодня и познакомимся.
Предположите, о чем будет произведение. Может быть, В. Драгунский пересказал нам сказку Ш. Перро?
Прочитайте ключевые слова и соотнесите с ними свои предположения.
Зимние каникулы, праздник, карнавал, костюм.
Теперь можете сказать, о чем произведение?
Как вы думаете, кто герои? (Дениска и Мишка — одноклассники и друзья.)
Что вы о них уже знаете?
Какие цели поставим перед собой на уроке?(Примерный ответ.
Познакомиться с произведением и узнать, какая история произошла с ребятами.
Узнать, почему оно так названо.
Почему оно помещено именно в эту главу.)Отвечают на вопрос Регулятивные: целеполагание;
Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков
4. Работа по теме урока
ФизминуткаОткройте хрестоматию на с. 50 и определите виды работы с текстом. (Поиск слова в толковом словаре; чтение по цепочке или по ролям.)
Итак, начинаем.
(Дети по цепочке читают рассказ в хрестоматии на с. 51—55.По ходу чтения объясняется значение слов.)Кто является главным героем: Мишка или мальчик, от лица которого ведется повествование? Кстати, как его зовут? (Дениска.)
Почему вы так решили? (Автор в первую очередь уделяет внимание чувствам, мыслям, поступкам главного героя, а это Дениска, он герой-рассказчик.)
Какие же события с ним произошли? (Уезжает мама в санаторий; школьный карнавал; победа в конкурсе карнавальных костюмов.)
Какое из них является главным для нашего героя? (Отъезд мамы.)
Найдите и зачитайте нужные строчки.
Как повлиял отъезд мамы на нашего героя? (Он очень расстроился и забыл про карнавал и про то, что надо подготовить костюм.)
Почему же так произошло? (Он любит маму, очень по ней скучает.)
Какие строчки подтверждают ваше мнение?
Дениска забыл про карнавал, но получил приз. Как так вышло? (Его выручил друг — Мишка.)
Найдите этот эпизод в тексте. Прочитаем его по ролям на с. 50-54.
Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
Что дополнило его костюм?
Представьте Дениску в сапогах и шляпе. Какое название костюма предложили бы вы?
Как Мишка с Дениской нашли название Денискиному костюму?
Чего не хватало коту?
Какой хвост появился у кота?
Рассмотрите иллюстрацию к этой части текста. Такими ли вы себе представляете героев рассказа на карнавале?
Что смешного в костюме Дениски?
Как выглядел его костюм? (Бахилы для рыбалки; хвост от горжетки;усы.)
Как оценили костюм на карнавале? Найдите эпизод награждения.
Почему Дениска все время спотыкался?
Какой приз получил Дениска? Как он им распорядился?
Какие качества характера Дениски проявились в этом поступке? (Он не только не жадный, но и справедливый, преданный друг.)
Как он объяснил свой поступок? Найдите подтверждение в тексте Чтение рассказа
Отвечают на вопросы Регулятивные: планирование , прогнозирование;
Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Закрепление (Учитель читает реплику Кости на с. 56.)
Что хотел добавить Костя?(Благодаря Мишке Дениска пошел на карнавал. Он помог создать костюм из старых вещей. А самое главное, благодаря Мишке пролетел незаметно еще один день без мамы.)Подтвердите строчками из текста, что Мишка не сердится на Дениску за то, что тот выиграл приз, не завидует ему.
О каком настоящем богатстве идет речь в этом рассказе?
Теперь вы понимаете, почему этот рассказ помещен в эту главу? (Урок искренней заботы и поддержки получили оба друга, а настоящее богатство — это дружба, которая позволяет преодолеть все житейские неудачи и невзгоды и умеет поднять настроение.) Читают рассказ, отвечают на вопросы Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
6. Домашнее задание Читать рассказ по ролям (хрестоматия, с. 51—55).
Подобрать пословицы о дружбе. Записывают домашнее задание Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
7. Рефлексия деятельности
(итог урока) Организация рефлексии
Подведем итог. Как вы поняли, о чем произведение?
Чему же учит произведение?
Самооценка результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные : рефлексия;
Личностные :смыслообразование