Презентация Научно-исслед работа Слово как источник счастья


Слово как источник счастья в «морской» лирике В.А. ЖуковскогоИсследовательская работаМАОУ лицей 35 им. В.В.Бутковаг.Калининград.Руководитель проекта Тайсумова З.Д.
«Морская» тема в литературе А.С.Пушкин – «К морю» Ф.И.Тютчев - «Как хорошо ты, о море ночное…» М.И.Цветаева – «Молитва морю»А.А.Ахматова – «Сонет» Н.С.Гумилёв – «Капитаны» М.Ю.Лермонтов – «Парус», «Приветствую тебя я, злое море…» занимает важное место в романтической поэзии, воплощая в себе идеал свободного бытия, символ абсолютного и вечного, а также идею о непознаваемой таинственной сущности бытия.Образ моряТема моря ярко выражена в произведениях многих известных поэтов:
style.rotation

ppt_xxshearppt_x
Василий Андреевич ЖуковскийЗнаменитый русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, талантливый переводчик и критик.
style.rotation
Василий Андреевич родился в семье А.И. Бунина в 1783 году, затем был усыновлен крёстным, получив фамилию Жуковский.Первое образование было получено в семье Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество поэта тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом («Кассандра», «Людмила»). После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов».

style.rotation
В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время 1810-1820 годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена. Это баллады «Эолова арфа», «Вадим», многие стихи, переводы.Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы «Рустем и Зораб», «Одиссея», «Наль и Дамаянти».Памятник В.А.Жуковскому в Собственном садике Александровского дворца. Умер Василий Андреевич 12 (24 апреля) 1852 в Баден-Бадене. Его тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры

style.rotation
Цель данного исследования– доказать, что в лирике поэтическое слово «море» и образ «моря»,как природной стихии, воплощают и отображают как истины земного бытия, так и небесные истинные , заданные Богом. Цели и задачи
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
ГипотезаСловоисточник счастья в «морской» лирике В.А.Жуковского
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
«Вечное» слово В.А. Жуковского наполняется жизненной силой и становится «откровением как и сама мысль»в эпоху романтизма, когда мир представляется осколочным, а личность катастрофически с ним разобщенной. Поэту словно открывается тайна творческой сущности Слова , его способности к развитию и созиданию, его духовная и материальная сила, которая опирается на свою божественную природу. ВведениеПоэтическое слово в лирике поэта не столько обозначает предмет или понятие, сколько прежде всего отношение души к предмету и понятию. Природа становится для Жуковского «жизнью души и сердца», и пристрастие к «стихийному и таинственному» в ней, в частности к морскому пейзажу, свидетельствует о тесной связи поэта с высоким .


Море – символ абсолютного и вечного, недоступного человеческому разумению, задает проблему выбора жизненного пути, ставит вопрос о соотношении воли и случая. Герои «морских» лирических произведений Жуковского оказываются в пограничной ситуации, приближаясь к порогу смерти, они мысленно возносятся к «нетленности небесной», к счастью.

style.rotation Глава 1Особенности функционирования образа моряв лирике В.А. ЖуковскогоВ стихотворении «Путешественник» религиозное противопоставление неба и земли является отражением романтического двоемирия. Образ моря в стихотворении значительно усложняет это противопоставление, потому что препятствия на жизненном пути становятся событиями бытийного свойства и подтверждают романтическую идею о недостижимости идеала на земле. ТАМЗДЕСЬ
style.rotation

style.rotation
Дней моих еще весною Отчий дом покинул я; Все забыто было мною – И семейство и друзья. В ризе странника убогой, С детской в сердце простотой, Я пошел путем-дорогой – Вера был вожатый мой. И в надежде, в уверенье Путь казался недалек, «Странник, - слышалось, - терпенье! Прямо, прямо на восток. Ты увидишь храм чудесный; Ты в святилище войдешь; Там в нетленности небесной Все земное обретешь». Утро вечером сменялось; Вечер утру уступал; Неизвестное скрывалось; Я искал - не обретал.Там встречались мне пучины; Здесь высоких гор хребты; Я взбирался на стремнины; Чрез потоки стлал мосты. Вдруг река передо мною – Вод склоненье на восток; Вижу зыблемый струею Подле берега челнок. Я в надежде, я в смятенье; Предаю себя волнам; Счастье вижу в отдаленье; Все, что мило, - мнится - там! Ах! в безвестном океане Очутился мой челнок; Даль по-прежнему в тумане; Брег невидим и далек. И вовеки надо мною Не сольется, как поднесь, Небо светлое с землею... Там не будет вечно здесь.Связь с РаемВечная жизньРелигиозный подтекстЭтап юностиЭтап зрелостиРомантическое двоемирие



«Словарь символов»Море – образ матери, даже более важный, чем земля
style.rotation
ppt_xxshearppt_x
СтранникЧеловек, отправившийся на богомольеПуть по морю

Слово (в смысле Иоанна) принадлежит только Богу; человеку оно недоступно: он только имеет слова, которые суть не иное что,как атомы всеобъемлющего Божия слова. Жуковский В.А. Глава 2«Ясность, изящность и точность» поэтического Слова В.А. ЖуковскогоХристианство вошло в художественную картину мира Жуковского как абсолютно совершенная форма взаимоотношений человека и мира. Василий Андреевич стремится преодолеть романтическую разобщенность мира и человека с помощью поэтических слов, выражающих «всеобъемлющее Божие слово».
ppt_xxshearppt_x
Ищи, кто хочет, в мореБогатых янтарей...А мне мое колечкоС надеждою моей.Простое колечко и богатый янтарь образуют оппозицию: любовь как высшая духовная ценность противопоставляется материальным ценностям. И колечко, и янтарь лежат на морском дне, достать их невозможно. Слово «море» в данном случае приобретает значение «пути к обретению земного счастья».«Песня»
style.rotation
«Пловец»
style.rotation
Одинокая ладьячеловек в океане жизни«Жизнь»
style.rotation
ppt_xxshearppt_x
Василий Андреевич с помощью слова изображает вечную модель мироустройства, в котором отношения между человеком и Природой определяются верой в Творца. Мудрая фраза Жуковского: «Бог и душа — вот два существа»,— определяет иерархию жизненных ценностей поэта.В «морских» пейзажах слово «море» - образ «моря» воплощают идею о непознаваемой таинственной сущности бытия.ЗаключениеПреодолев предметное значение, поэтическое слово В.А. Жуковского вызывает ответное движение сознания читателя, невзирая на огромную разницу исторических времен. Внутренняя диалектика слова-образа в поэзии Жуковского способствовала психологизации русской литературы.
ppt_y

ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x ВыводВечное слово Жуковского, заключающее в себе откровение его удивительной души, становится источником истинного счастья , что является особенно важным, ведь как говорил сам Василий Андреевич : «Человек таков, каково его представление о счастье».
ppt_wr