Урок по теме Роберт Льюис Стивенсон. Вересковый мёд — баллада о верности народным традициям


МБОУ «Зерновская школа»
381026035Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мёд» - баллада о верности народным традициям
Методическая разработка урока
по литературе в 5 классе,
проведённого учителем
русского языка и литературы
Вильчинской О.В.
2016 год
0Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мёд» - баллада о верности народным традициям
Методическая разработка урока
по литературе в 5 классе,
проведённого учителем
русского языка и литературы
Вильчинской О.В.
2016 год

Тема: Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд» - баллада о верности народным традициям
Цели:
образовательная: познакомить с балладой Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед», продолжить обучение пониманию текста;
развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, умение анализировать поступки героев и делать выводы;
воспитательная: формировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке; воспитывать чувство патриотизма, личного и гражданского долга.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения:
учебник, видеоролик, портрет писателя, элементы кластера
https://www.youtube.com/watch?v=VqzLZaCWNPAЭпиграф урока:
Все люди отчим краем дорожат,Отраду, черпая в его опоре,Он - наша гордость, наш бесценный вклад,Но в мире есть еще и зло, и горе.
Ход урока
Организационный момент, установка на сотрудничество
Проверка готовности учащихся к уроку. (ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)
Целеполагание и мотивация
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке гости, давайте к ним повернёмся и подарим улыбку и хорошее настроение. Впереди у нас 45 минут. И чтобы эти минуты стали праздником, давайте очень постараемся и подарим себе успех.
(чтение эпиграфа к уроку)
-Именно так описывал свой край английский писатель Роберт Льюис Стивенсон, и сегодня мы начинаем знакомиться с его историческим произведением «Вересковый мёд». Давайте вместе определим цели нашего урока.
(ответы детей)
(работа в тетрадях)
- Сразу запишите домашнее задание в дневниках.
- Итак, перед вами символы той страны, откуда родом наш писатель
(фото национального шотландского костюма, волынки, гор, покрытых цветущим вереском).
- Что это за страна? (Шотландия)
- А сейчас мы послушаем небольшой рассказ об этой удивительной стране.
Слово будущему географу:
- Своё название Шотландия получила в 11 веке. В римскую эпоху её называли Каледонией или страной верескового мёда, потому что  в ней много гор, покрытых душистым вереском.
Эта страна входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – город Эдинбург.
В Шотландии очень холодная погода, поэтому здесь живут выносливые и смелые люди. Тут до сих пор  сохранились дикие горы, прозрачные холодные озёра и волшебные замки, которые привлекает туристов со всего света.
Учитель: Спасибо нашему географу, давайте прикрепим на доску фотографии с изображением национальных символов Шотландии. По ходу урока мы будем добавлять ещё понятия и иллюстрации, и в конце получим кластер по данной теме урока. (оформление доски)
- Давайте попросим рассказать нам о писателе будущего литератора.
Слово будущему литератору:
- Будущий писатель родился 13 ноября  в 1850 г. в Эдинбурге в обеспеченной семье. Дедушка и папа Стивенсона строили маяки, поэтому мальчика с детства тянуло к морю. Роберт с детства болел туберкулёзом и поэтому был прикован к постели. Но  мечты о морских путешествиях помогли побороть болезнь. И хотя он учился в Эдинбургском университете на юриста, но стал великим писателем. Он прожил всего лишь 44 года и после смерти был похоронен на острове Самоа, куда он переехал жить со своей семьёй. Всем известны его романы «Остров сокровищ», «Чёрная стрела», а также историческая баллада «Вересковый мёд».
Учитель:
-Давайте откроем свои словарики и запишем определение нового литературного жанра.
- Баллада -  (франц.- танцевальная песня) - это стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Вассалы – подчинённые, подданные, то есть слуги
(оформление доски)
Учитель: - Мы узнали, что Шотландию называют страной верескового мёда. Что же такое вереск?
Слово будущему биологу:
- Вереск - это некрупное, но очень красивое растение, которое растёт на северных песчаных землях, среди мхов и лишайников. Он не боится засухи, холодов,   ветров и снегопадов, прекрасно разрастается  и весной первым покрывает землю плотным ковром. Зацветает вереск в конце июля - августе и радует людей до снегов. Живёт кустик  вереска до 40 лет и за это время обогащает малоплодородные участки земли. Недаром люди говорят: поселился вереск - нам будет, где жить.
Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. А из него местные жители делали вкусный и лечебный напиток. (оформление доски)
Учитель: - На русский язык эту балладу перевёл С. Маршак. Впервые она была напечатана в 1942 году в журнале "Пионер", и вошла в круг чтения советских детей в суровое военное время. (оформление доски)
Давайте на минутку вернёмся к домашнему заданию – загадке. (объяснение учителя)
- В основу баллады Стивенсона легло горестное событие – война между пиктами и скоттами.
- А вот кто это такие и из – за чего разразилась эта жестокая война нам расскажет будущий историк.
Слово будущему историку:
- Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были Пикты и Скотты.
- Шотландцы рассказывают о пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными. (оформление доски)
Учитель: - Ребята, вы дома на сегодняшний урок прочитали это произведение, поэтому я хочу познакомить вас с ним впервые как с музыкальным произведением.
Просмотр видеоролика.
Беседа по содержанию произведения
-Ребята, вам понравилась эта баллада?
-Давайте определим тему произведения, о чём говорится в балладе?
-А теперь определим главную мысль, к чему нас призывает писатель? (подсказка есть в теме урока)
- Ребята, назовите героев баллады, кто является главным героем?
(Старик-пикт)
- Назовите черты характера главного героя?
- Прав ли старик в том, что не пожалел сына?
- А почему он так поступил?
Психологическая пауза
- А сейчас, чтобы немного отдохнуть, сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте далёкую и красивую Шотландию, и вы услышите волшебное звучание шотландской волынки, которое поможет нам настроиться на дальнейшую работу. А поможет сегодня звучать волынке флейта.
(аудиозапись звучания шотландской волынки)
Работа с текстом
Чтение произведения
Клоуз – тест (письменно)
Родиной писателя Стивенсона считается….Шотландия.
А родился он в городе…Эдинбург.
Его отец и дед строили…маяки.
Учился Стивенсон в университете на…юриста.
Национальным музыкальным инструментом этой страны является…волынка.
В горах этой страны цветёт душистый…вереск.
Из этого растения местные жители изготавливали лечебный…мёд.
Главным героем баллады Стивенсона является…старик – пикт.
Он попросил врагов убить своего сына, потому что…тот мог выдать тайну напитка.
Главный герой погиб, но тайну своего народа...выдал или нет.
(сбор тетрадей)
Рассказ учителя о выставке – продаже мёда, дегустация верескового мёда
Подведение итогов, рефлексия (Урок полезен, всё понятно…)
Домашнее задание
Обязательное: чтение баллады, пересказ
По выбору: рисунок, кроссворд, по желанию выучить балладу наизусть
Задание – загадка: сделать свой перевод строк баллады Стивенсона