Статья о преемственности между ДОУ и начальной школой


Из опыта работы
Исянбаева Гульшат Зайнулловна
учитель начальных классов
высшей категории
МОБУ лицей №4 г. Баймака


Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно, возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая психологической готовности к школьному обучению. Современные дети получают большую дозу информации через средства массовой информации, Интернета, и это оказывается существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Телевидение, видео вытеснило литературное чтение. Дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это приводит к торможению развития речи, дети говорят односложно, с трудом называют признаки предметов, затрудняются в описывании тех или иных событий. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младшего школьника, и, следовательно, затрудняется усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. Часто в семье один ребенок и все делается только для него. Бабушки, дедушки, тети, дяди потакают всем его прихотям, ребенок привыкает к этому, считает, что так и должно быть. Огромную тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Часто интересы ребенка не учитываются. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению. Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, детей с трудностями в обучении, детей «группы риска» и просто проблемных детей.
В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы, в основном, на задания достижения определённого уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, задания ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных уровнях ( государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных образовательных программ.
Год экспериментальной работы по введению ФГОС заставил взглянуть на реформирование системы работы образовательного учреждения другим взглядом. Конечно же, работая в начальной школе, я часто задумываюсь, как сделать так, чтобы уроки были более яркими и  интересными, чтобы вчерашние дошкольники не разочаровались в школе, чтобы ученики на протяжении всего урока оставались активными, бодрыми
По сравнению с выпускниками детских садов прошлых лет мои нынешние первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в новых условиях образовательной среды. Во главу угла, конечно же, поставлено укрепление здоровья детей. Уроки по 35 минут с игровыми моментами и физминутками, горячее питание после второго урока и следующий за ним динамический час направлены на предупреждение переутомления учащихся. Контроль и корректирование состояния ребенка осуществляется не только педагогом, но и медицинским работником школы. Помимо учебного кабинета активно используем спортивный и фитнес залы, кабинеты Центра Детского творчества, Станции юных натуралистов и детской библиотеки, благо все это находится в одном здании.
Большое внимание уделяю прогулкам на свежем воздухе. В соответствии текущему времени года отгадываем загадки, заучиваем четверостишия, ведем наблюдения за погодой, учимся наблюдать, сравнивать, делать выводы. Хороши прогулки и для закрепления знаний правил дорожного движения на практике. Хочу остановиться на физминутках. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации самоподготовки, как в детском саду, так и школе, предотвращающим утомление детей является физминутка. Физминутки в начальной школе – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц. Физминутки положительно влияют на умственную работу мозга, улучшают кровообращение и повышают работу на уроке. Они также помогают переключать работу детей с одного вида деятельности на другой и впоследствии снимают усталость. Они  обеспечивают активный отдых учащихся, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Особенно велика роль физминуток в 1 классе, в период адаптации к школьной жизни. Они помогают детям безболезненно адаптироваться к смене основного вида деятельности игры на учёбу. В первую неделю использую физминутки, с которыми дети знакомы с детского сада: танцевальные, с любимыми героями из мультфильмов, постепенно ввожу новые. Время начала физкультминутки определяю сама. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я минута. Двигательность физкультурных минуток обычно составляет 15 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3-4-х упражнений, повторяемых 35 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.  Комплексы подбираю сама  в зависимости от урока, его содержания. Упражнения всегда  разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физминутки  провожу  на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение  отдаю упражнениям для утомленных групп мышц. Обычно физкультминутки проводим  под стихотворный текст. При подборе стихотворений  обращаю  внимание на следующее: важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
На уроках русского языка при изучении букв использую такие физминутки: Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!
На уроках математики физминутки со счётом : Мы семь раз в ладоши хлопнем. Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи Столько мы присесть должны. (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)
На уроках окружающего мира такие физминутки . У оленя дом большой, Он сидел, смотрел в окошко, Зайка по лесу бежит, И ушами шевелит: «Стук, стук, Дверь открой! Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай-ка, Лапу, зайка мне подай-ка!».
Преимущество отдаю стихам с четким ритмом. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение. Работу стараюсь направить на то, чтобы создать для детей такие условия, при которых дети не потеряют интереса к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Введение часов занятий внеурочной деятельности учащихся – главное достоинство новых стандартов. Проектная деятельность, которой уделяется много времени на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, предоставление своих проектов. Все большее число учащихся участвуют в различных турнирах, дистанционных конкурсах. Большую помощь и поддержку оказывают родители, проявляя большую заинтересованность.
Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также в рамках внеурочной деятельности мои первоклашки с огромным желанием посещают кружки: танцевальный, вокальный, шахматный, театральный. Каждый может посвятить свое свободное время любимому занятию. Большим плюсом считаю и общение детей друг с другом во время этих занятий.
Значение внеурочной деятельности положительно оценили и родители, которые уже увидели пусть пока маленькие, но успехи своих детей
Наряду с положительными моментами имеют место сомнения и некая неуверенность. Будут ли образовательные программы обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникативных технологий? У 60% детей из моего класса дома нет компьютера. Не останутся ли «за бортом» дети с трудностями в обучении, проблемные дети, дети «группы риска»? Смогут ли родители, целиком занятые на работе, стать союзниками в решении этих вопросов? Правильно ли будут распределены часы внеучебной деятельности и выполнят ли свое предназначение?
Вопросов много, и, чтобы их решить, нужно работать, пробовать, анализировать, искать, исправлять и еще работать.


Литература: Планируемые результаты начального общего образования Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др. М.; Просвещение, 2009.
Социальная сеть работников образования. Статья «ФГОС. Начальная школа» Скрипко .Л.























Заявка.

1. Исянбаева Гульшат Зайнулловна.
2. Учитель начальных классов.
3. МОБУ СОШ №4 г. Баймак РБ
4. РБ г. Баймак ул. Мерясовская дом 23.
5. gulshat-shkola4@mail.ru
6. 8 9603989176
















15