Статья ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.


Доклад для выступления на педсовете.
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ
ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
2015 г.
Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент вжизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым
условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым
взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Чрезвычайно сложным является этот период перехода школьников десяти-
одиннадцатилетнего возраста в основную школу из -за целого ряда причин:
изменение условий обучения, недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах, отсутствие гибкого переноса
традиций классного коллектива из начальной в среднюю школу, неподготовленности
школьников к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе,
неспособности ученика справиться с возросшим, по сравнению с начальной
школой, объёмом домашнего задания, ослабления внешнего контроля завыполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность
записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке,
записей с номерами домашних заданий, отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-
му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда
выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие
классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. А также,
неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-
предметников.
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя,
требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же.
Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни
учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или
сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные
связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги
отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятойрукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой
тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует
завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в
конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и
соблюдать.
Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту
новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его
отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными
возможностями.
Учитывая эти особенности перехода школьников в основную школу,
коллектив начальной школы уделил особое внимание вопросам преемственности в
обучении на переходном этапе от начальной школы в среднее звено.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность,
особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственнымруководством администрации.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам
необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за
особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным
учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем.
Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала
уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала,
и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету
непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить
внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик-
ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить
новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести
совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские
собрания, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить
ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности,
умению работать с подростками.
Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы – учитель -предметник»
разработать программу переходного этапа, которая будет
затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо
отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует
включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и
возможностей учащихся. Многолетний опыт работы показывает, что формирование
новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им
оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям
материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология,
одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение
обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят
на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями.
Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по
определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при
обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,
дают хорошие результаты. Очень полезно проведение совместных семинаров о
возрастных особенностях развития детей данного возраста.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается
каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что
результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык
не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей,
которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того
родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы
знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить
дискомфорт учащихся на переходном этапе.
Задачи совместной педагогической деятельности по проблемам преемственности:
-помочь принять позицию ученика второй ступени;
- способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе;
- познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;
- познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников;
Очень образно процесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не
похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее
похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды,
показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым
окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна,
хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду
обширного ландшафта». Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную
связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-
педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы
(бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и
крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных,
надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально
снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.