Статья ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО


ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Юрченко Г.И., учитель начальных классов
МОУ «Новосадовская СОШ»
Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
Очень образно процесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: « это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта»[2].
Учителя предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке, присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и опроса темы. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.
Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками. Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Очень полезно проведение совместных семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста.
Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, станет много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя.
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.