ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО


ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.
В учебном курсе «Философия  науки»  преемственность трактуется так: «Объективной основой преемственности является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями». Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».
Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и  ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям  условия безболезненно преодолевать данную проблему.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителя предметники посещали уроки, понаблюдали за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотрелись к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдали за  требованиями  предъявляемыми учителем. Обращали внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Было отмечено, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Заметили, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же, как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока.
 Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками.  Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» следует разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы  и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая  терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты. Очень полезно  проведение совместных семинаров  о возрастных особенностях развития детей данного возраста.
Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  
Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.
Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки.  Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Перед администрацией школы возникает необходимость принятия управленческих решений, способствующих успешной адаптации пятиклассников.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.
Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление,
т.е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителем. Если для учащихся начальной школы проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это ,как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением  неуверенности, страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои способности в должной мере. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо , показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять  высокую активность. А подросток нуждается в щадящем режиме.
Возникают проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения. 
Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей , расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. 
Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают « живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методов обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей,
Стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было
наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников
ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться  
действенными мотивами для успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 
В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания/
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются запуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
«Переход из первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Работа по преемственности ведётся по трём направлениям:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников (Управление - заместители директора по УВР)
2. Работа с детьми. ( Учитель, психолог, педиатр).
3. Работа с родителями.( Учитель, психолог, медработник).
Среди важнейших вопросов:
-образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
 Задачи:
-помочь принять позицию ученика второй ступени;
- способствовать сохранению учебной  мотивации и позитивного отношения к школе;
- познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся;
- познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников.
Этапы организации адаптационного периода в школе:
1. Разработка  программы преемственности.
2. Создание классными руководителями программы адаптационного режима с учётом собственных возможностей на основе базовой программы.
3 Обеспечение заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы организационных условий для реализации преемственности.
4. Промежуточный анализ и корректировка программы  в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
5. Постановка психолого-педагогических задач для каждого класса, анализ результатов адаптационного периода.
6. Проведение родительских собраний.
7. Итоговое психолого-педагогическое совещание.
8. Итоговая справка  « Об адаптационном периоде в школе при переходе от первой ступени обучения ко второй».
Все мероприятия имеют одну общую цель: оказание помощи учащимся в адаптации к среднему звену обучения в школе.
Задачи мероприятий :-изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 4-х классов;
- провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий;
- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена;
- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
- способствовать сплочению коллектива, уважению друг к другу, взаимопониманию;
- познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести;
- дать положительный настрой на работу;
- дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в 5-х классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними;
- помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий;
- исследовать уровень адаптации 5-классников в ноябре и проконтролировать в конце учебного года;
- провести анализ проделанной работы.
Задача заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы состоит в том, чтобы создать  программу, предусматривающую мероприятия по вопросам преемственности и адаптации при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени.
Целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу
учащихся в 5-ый класс уже в 4-ом классе и продолжать в 5-ом.
Цель программы: обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации; обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всём протяжении процесса обучения.
Задачи программы:
для пятиклассников:
- способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;
- способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
-помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь детям принять « новых» учителей;
- повысить уровень психологической готовности к обучению;
- развивать у детей творческие способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
для учителей-предметников:
-снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
- создать атмосферу сотрудничества;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Особая роль в реализации преемственности в обучении учащихся  при переходе из начальной школы в среднюю отводится педагогу-психологу, который оказывает поддержку учащимся во время всего адаптационного периода, а также тесно сотрудничает с учителями, родителями, классным руководителем.
Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель достигается за счет последовательного решения педагогом- психологом следующих задач:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создавать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Совершенствовать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
В психолого-педагогической работе в период адаптации пятиклассников к обучению в средней школе реализуются следующие задачи:
-        совершенствовать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
-        знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
-        создавать условия для снижения тревожности.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящаяся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
Модель психологического сопровождения М.Р. Битяновойявляется наиболее целостной, системно-организованной и строится на следующих ценностных принципах:
-        следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути; сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности;
-        приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;
-        ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы.
Позиция, занимаемая психологом в соответствии с этими принципами, позволяет ему быть рядом с ребенком на всех этапах школьного обучения, особенно в сложных, переломных условиях, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся  педагогом-психологом осуществляются следующие направления деятельности:
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификации содержания обучения она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации или самоопределении. Такая работа проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем,  выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, оценки эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание, и не только для учащихся, но и для педагогов.
Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Учителю начальных классов предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, как учебными, так и общеучебными.
Учителям-предметникам предстоит выполнить целую программу действий:
- индивидуальное собеседование с заместителем директора и учителем 4-го класса;
- посещение уроков в 4-ом классе и знакомство с учащимися;
- изучение программно-методического комплекта по начальному обучению;
- изучение системы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе;
- участие в родительских собраниях 4-х классов;
- проведение консультаций для учащихся и родителей 4-х классов;
- приглашение учителя начальных классов на свои уроки в 5-9 классах;
-планирование работы по обеспечению будущих пятиклассников учебниками;
- участие в заполнении карты готовности 4-классников к обучению в 5-ом классе;
- координация работы с учителями-предметниками;
- создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к средней школе.
Итак, проблема преемственности и адаптации учащихся начальной школы к средней школе является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива, административного состава, психологической службы общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
-  иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе ( 4 класс) и первого этапа обучения в основной школе ( 5 класс).;- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителей и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника
 
                                                Список литературы.
1. Барылкина Л.П., Королёва Н.А . Завуч начальной школы..- М: ВАКО,2008.
( Педагогика. Психология. Управление.).2. Н.А.Богачкина, Т.К. Инусилова,  Ю.В. Щербакова. Настольная книга завуча начальной школы. – 2-ое изд.,  - М.: Глобус, 2009.
( Управление школой).
3. М.Б.Крылова. Проблемы преемственности. Завуч начальной школы. №4,2006.
4.  Школьный психолог. № 30, 2004. Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную.
5.  Маклаков А.Г  Общая психология. Учебник для вузов. – Спб. ИМАТОН, 1999.
6.  Начальная школа. № 4, 2004. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения.
7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый  класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: генезис,2003.
8. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. Пособие для родителей, спецмальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – Спб.6 Каро,2001.
9.  Психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Методические рекомендации  для руководителей и педагогов-психологов ОУ. Приложение № 2 к письму ДО от 04.06.2008.
№ ДО- 2397 – 04 - 07
10. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе.
Сайт http: //www. vako. ru.