Встреча с учителями среднего звена при выходе из начальной школы.


ВстречаАвторская разработка открытого родительского собрания в 4«А» классе
Тема. Встреча с учителями среднего звена при выходе из начальной школы.
Цель. Познакомить учителей с учениками и их родителями, с требованиями к своему предмету, создать хорошее настроение и создать позитивное отношение к обучению в среднем звене.
Форма проведения. Нетрадиционная.
Структура собрания.
I. Подготовительный этап:
На доске вывешено расписание уроков:
русский язык
литература
математика
природоведение
история
иностранный язык
II. Вводная часть:
Классный руководитель сообщает о том, что родительское собрание пройдёт в необычной форме.
–Ув. родители и дети сегодня мы на нашем род. собрании познакомимся с учителями , которые будут учить ваших детей в 5 классе.
Выступление классного руководителя.
Вот и заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднее совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся может быть отношения с педагогами.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Рекомендации : слайд 1
Никогда не ходить в школу… с не выученными уроками
Никогда не здороваться с учителями… набив рот жвачкой
Никогда не носить вторую обувь… в одном пакете с бутербродами
Никогда не заканчивать четверть… с плохими оценками
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких «камней».
Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.
Слайд 2 При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.
Камень 2: изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые по началу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним.Учителю надо помнить слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя: слайд 3
Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.
Но, с другой стороны, …
Существуют психологические изменения 5-го классе:
занятия теперь проходят в в разных кабинетах.
В расписании появились названия незнакомых предметов (алгебра, физика, история).
И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Могут быть и личные проблемы у уч-ся: Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Слайд 4
Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши
Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.
Слайд 5
Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?
В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?
Мнение: Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических расстройств.
Ситуация 2. Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.
Ситуация 3. Родители не узнают своего ребенка: появилось упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов. В качестве воспитания используют физические меры наказания, ругают в присутствии других людей, лишают ребенка удовольствий. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Мнение: особенности развития ребенка с 11 летнего возраста проявляются в трудностях в отношениях с взрослыми и здесь недопустимы физическое и психическое давление на ребенка. Сравнивая себя с взрослыми, младший подросток приходит к заключению, что между ним и взрослыми никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что также обладает правами. Но при всей кажущейся взрослости ребенок имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими.
Ситуация 4. Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?
Мнение: вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.
Таким образом, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни».
Анкетирование, результаты
1. Нравится ли тебе учиться в 4-ом классе(все-да)
2. Какие уроки ты любишь?(все-3;матем-8; физ-ра-18;окр-7)
3. Какие учебные предметы тебе совсем не нравятся?(русский-8;затрудняюсь ответить-6;информ-2;англ-4)
4. Что лучше: один учитель или много?(один-7;много-10)
5. Часто ли тебя хвалят учителя?(да-6;нет-7;незнаю-2)
6. Ты проснулся утром и вспомнил, что надо идти в школу.
Настроение улучшилось или ухудшилось?(ухудш-5;улучш-11;по-разн-2)
7. Хотел бы ты продолжить учиться со своими одноклассниками или перешёл бы в другой класс?(7-в др;9-остались;2-незн)
8. Хотел бы ты, чтобы в 5 классе тебя учили совершенно новые учителя или предпочитаешь, чтобы остались прежние? Кто именно?(16-не хотят новых учителей;2-хотят)
9. Какое общее дело в 4 классе тебе больше всего запомнилось?(субботник)
10.Что хорошего запомнилось тебе в 4 классе?
11. Что из случившегося с тобой в 4 классе ты бы хотел забыть?
12. Как ты думаешь, почему нужно хорошо учиться?( 1 )получить хорошее образование,2)чтобы знать все,3)чтобы мама гордилась мной)
13. Ты смог бы учиться лучше?(10-да;незнаю-6;нет-2)
III. Ведение “уроков” учителями:
Сейчас мы проведем урок в викторины и покажем вашим будущим учителям на что вы способны.Первый урок:
- русский язык (записываем слова под диктовку)
-2 урок литература
А) « Угадай поэта и назовите его произведения»
Б) ответьте на вопросы
- 3 урок
Танец девочек
- математика: классный руководитель (занимательные задачи)
(педагог в доступной и увлекательной форме рассказывает о своём предмете, какой учебный материал ждёт их в следующем классе, на что следует обратить внимание в оставшиеся месяцы учебного года; проводит опрос по устному счёту, в котором участвуют и дети );
4 урок -история:
А)назовите этих знаменитых людей и какие у них заслуги?
Б) ответьте на вопросы
5 урок- природоведение:
6 урок иностранного языка
А) стихи
Б) кроссворд
IV. Выводы
- классный руководитель подводит итоги проведённого “собрания”, благодарит за участие в нём учителей, детей и родителей;
- высказывания родителей (вопросы, пожелания, и т.д. );
- в заключении классные руководители и учителя желают успехов, удачи и т.д.;
- предоставляется слово заместителю директора по УВР.