о доброте и милосердии


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение длядетей сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, «Топчихинский специальный(коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья

С.Топчиха
Цель:
- воспитание чувства сострадания и милосердия
Задачи:
- воспитывать гуманное отношение к человеку на примерах художественных произведений и произведений живописи
- развивать нравственные качества настоящего человека
Ход воспитательского часа:
1.Формулирование темы
- Начнём час общения с высказывания великого русского писателя Ф.М Достоевского: «Жалость – драгоценность наша.… Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда же ему самому станет плохо: оно зачерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно».
- Попробуйте сами сформулировать тему нашего воспитательского часа.
- Подберите синонимы к слову милосердный (чувствительный, гуманный, добродушный, участливый, благодушный, человечный, благородный)2.Чтение притчи о самарянине:
Один иудей шёл из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шёл священник, посмотрел на него и пошёл мимо. Также и левит был на том месте, подошёл, посмотрел на него и пошёл мимо. За ними тем же путём проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним: перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и там заботился о нём. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динара и сказал: «Позаботься о нём, и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»
Объясните смысл этой притчи
- Помощь ближнему, милость людям, попавшим в беду.
- Проблема милосердия поднимается во многих произведениях искусства, в художественной литературе.
3. Работа в группах:
(работают четыре группы)
Задание первой и второй группам: назвать известные художественные произведения, которые учат нас великодушию и состраданию, (комментировать ответ)
Задание третей и четвёртой группам: назвать произведения искусств, проникнутые гуманизмом,
(комментировать ответ)
Ответ первой группы:
- В.Г Распутин «Уроки французского» уроки доброты. В.П Астафьев «Конь с розовой гривой»,О.Генри «Дары волхвов»
Ответ второй группы:
У М.А Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны своих родных. Однажды он встретил мальчика – сироту и решил назвать его сыном. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
- Виктор Гюго в романе «Отверженные» рассказывает истории вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду, но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек не чего не воровал, что вещи все он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минуту пережил полное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
Ответ третьей группы:
- Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие…» как дань благодарности женщине – санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.
Ответ четвёртой группы:
- Глубиной и гуманизмом проникнуто искусство великого итальянского живописца Рофаэля Санти. В своих Мадоннах он вдохновенно выразил удивительный мир тишины, покоя, сердечной щедрости. («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Донна Велата»)
4.Чтение воспитателем стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце матери»
О безграничной любви материнского сердца написано стихотворение Д.Кедрина «Сердце матери»:
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Девчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей –
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел;
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце её на цветном рушнике коханой приносит в лохматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
- Какие чувства вызвало у вас строки этого стихотворения?
Сформулируйте основную тему стихотворения
5. Дары Божии
Рассказывают, что в самом начале времён, когда – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзиной, а в ней – чего только нет:
Самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла - хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и.т дА последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзину, сказав:
- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
И мы наполняем каждый свою корзину. Вот только содержимое у каждого в них разное. Загляните в свою корзину: что там у вас хранится?
(ВЕРА,НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ)
6. Подведение итогов:
Сегодня на воспитательском часе узнал, открыл для себя…
(Притчу «Дары Божии», удивительный мир Рафаэля)
Сегодня на воспитательском часе могу похвалить себя и своих одногруппников за …
(Знание художественных произведений, в которых поднимается проблема гуманного отношения к человеку, умение оценивать ответы товарищей; умение проявлять чувства милосердия и сострадания, любовь к ближнему)
- Будьте терпимее друг к другу. Добро сильнее злобы и грубости.
Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте.
Помоги, утешь и поддержи – и мир станет чуточку добрее.
В заключение воспитательского часа я предлагаю Вам «Рецепт счастья»
Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной ВАМ жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути!