Использование результатов участия в проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС» в работе по преемственности при переходе с начальной ступени обучения на средню


Использование результатов участия в проекте
«Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС»
в работе по преемственности
при переходе с начальной ступени обучения на среднюю.(слайд 1)
В проекте участвовали 25 выпускников начальной школы. Они выполнили итоговые работы по математике, русскому языку и окружающему миру, результаты которых были использованы для оценки индивидуальных достижений учащихся.
Почему мы решили принять участие в данном проекте?
(слайд 2)
Сейчас уже ни для кого не секрет, что по результатам международных исследований, у российских школьников были выявлены так называемые дефициты – несформированные у учащихся способности. Это неумение работать с предлагаемой информацией – сопоставлять разрозненные фрагменты; соотносить общее содержание с конкретными аспектами, целенаправленно искать недостающие сведения и т. д. То есть, наша школа натаскивает учащихся на применение стандартных способов решения путём узнавания задачи. Можно сказать, что обучаясь в школе, дети привыкают действовать и применять полученные знания в узко определённых ситуациях. Если содержание задания, форма вопроса и сами условия задачи даются в непривычной форме, результаты тестов резко снижаются.
(слайд 3)
Стандарты второго поколения как раз призваны ликвидировать эти дефициты. Принципиально меняются цели образования - теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Однако создание прочного «знаниевого» фундамента для последующего обучения остаётся одной из важнейших задач, которые решает система начального образования. Кроме того по ряду предметов сложно отойти от «знаниевого» подхода – особенно по таким предметам как русский язык и математика.
И отдельно встаёт вопрос оценки качества образования – с какой точки зрения оценивать результаты обучения?
Задания, предложенные учащимся 4 класса в рамках данного проекта, объединяют, на мой взгляд, проверку как предметных знаний, так и умения применить их в различных ситуациях.
Полученные нами результаты позволили составить представление об уровне овладения учащимися 4а класса учебным материалом за курс начальной школы по математике, русскому языку и окружающему миру и определить направления работы по успешному введению новых образовательных стандартов. Хотя следует учитывать, что учащиеся, которые принимали участие в исследовании, не обучались по новым стандартам.
С учётом рекомендаций по использованию результатов итоговых работ мы выделили для себя следующие моменты:
(слайд 4)
1. Учитель 4 класса получает очень подробную картину достижений своих выпускников, видит проблемные места в их подготовке. Это даёт ему повод задуматься и о своих пробелах, о ревизии своего педагогического «арсенала», пересмотре применяемых технологий и т. д. Это поможет ему в работе с новым 1 классом реализовать программы уже в соответствии с новыми стандартами.
2. Руководитель ШМО учителей начальных классов обсуждает c педагогами начальных классов результаты выполнения итоговых работ, составляет рекомендации для классов и конкретных учащихся. Это важно не только для учителей тех классов, в которых проводилось тестирование - ведь эти классы переходят на новую ступень обучения и у учителя уже не будет возможности провести коррекционную работу с этими учащимися; но и для учителей 1-3 классов, уже работающих по новым стандартам.
(слайд 5)
3. Учителям основной школы рекомендуется:
Учесть в тематическом планировании все разделы курсов математики, русского языка и окружающего мира начальной школы. Не должно быть «брошенных тем», т.е. необходимо дальше развивать знания и умения, которые были сформированы в начальной школе.
Приступать к изучению каждой темы не «с нуля», а с учетом уровня, гарантированного авторской программой, по которой обучались учащиеся в начальной школе.
Организовать с учениками коррекционно-развивающую работу по математике, русскому языку и окружающему миру с учетом их уровня подготовки по предметам начальной школы.
Учитывать в процессе обучения уровень достижений отдельных учащихся и класса в целом, показанных при выполнении итоговых работ по курсу начальной школы.
(слайд 6)
4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе включает в план внутришкольного контроля в рамках работы по преемственности при переходе учащихся с 1 на 2 ступень обучения контроль за использованием учителями среднего звена результатов мониторинга, «проверяет включение в текущий и промежуточный контроль заданий различного типа и вида, формы предъявления и уровня трудности».
Я хочу остановиться на этом моменте. Существует множество различных диагностик, направленных на проверку достижений учащихся с самых разных сторон. Но если «мониторить» учащихся не в одном ключе, то очень сложной задачей становится оценка результативности работы учителей-предметников основной школы. Как узнать - насколько полно учитель справился с оказанием индивидуальной поддержки учащихся при переходе в основную школу, с коррекционно-развивающей работой, как он учёл в свой работе результаты четвероклассников, продемонстрированные ими в конце обучения в начальной школе?
Поскольку речь сегодня идёт о «Доработке, апробации и внедрении инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС», я позволю себе внести предложения разработчикам данного проекта.
(слайд 7)
Несмотря на то, что речь в данном проекте идёт об оценке качества начального общего образования, работа по преемственности, с моей точки зрения, является одной из наиболее важных. Поэтому предлагаю продолжить сопровождение выпускников 4 классов в период адаптации на средней ступени обучения. То есть провести аналогичные работы по завершении 5 класса (возможно, 1 полугодия).
В полученных нами рекомендациях было сказано, что поскольку учащиеся, которые принимали участие в исследовании, не обучались по новым стандартам, то результаты итоговых работ «не могут являться основанием для оценки качества образования в данном образовательном учреждении и принятии управленческих решений. Они могут быть использованы только для оценочного сравнения результатов выполнения работы отдельными учащимися или классами с результатами других учащихся или классов в школах региона или регионов, участвовавших в исследовании, а также для определения положения класса образовательного учреждения относительно других классов, участвовавших в апробации».
(слайд 8)

Безусловно, интересно и полезно сравнивать себя с другими, но ещё интереснее и полезнее сравнивать себя с самим собой, что является неотъемлемой частью любого развития.