Классный час Собака — друг человека


Классный час « Собака – друг человека» (1 класс)
Л.Л.Строкова
МБОУ СОШ№50
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной познавательной деятельности при ознакомлении с различными породами собак.
Задачи: расширить знания учащихся о породах собак, о значении этих животных в жизни человека; способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи; способствовать воспитанию гуманного отношения к животным, чувства ответственности за своих питомцев; содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости.
Ход классного часа.
- Дети, чтобы узнать тему классного часа, вам нужно отгадать загадку:
Скажите, почему мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад – хвостом виляет?
lefttop
- О ком будет наш сегодняшний разговор? ( О собаках. )- Как вы думаете, почему говорят, что собака- друг человека? (- Потому что собака любит хозяина и преданно служит ему. - С собакой можно играть, её можно обнять, она охраняет хозяина. )( Подвести итог обсуждению. )- Действительно, собаку называют другом человека потому, что она преданно и бескорыстно служит ему, защищая своего хозяина от врагов. Есть даже такое выражение: « собачья преданность». Это означает, что собака готова отдать за хозяина свою жизнь. Собака настолько любит своего хозяина, что даже если он обидит её, она всё равно будет любить его. Вот такие преданные друзья есть у людей. Но помните, что обижать собак нельзя, людям о собаках тоже нужно заботиться, так как они братья наши меньшие.
Учитель.
Собака произошла от волка. Она была первым животным, прирученным первобытным человеком много тысяч лет назад.
Всего на планете насчитывается около 400 пород собак.
- Ребята, а какие породы собак вам знакомы?
Все породы собак делятся на три основные группы:
Служебные( военные, караульные, пастушьи, ездовые). К ним относятся овчарки, лайки, боксёр, дог, колли.
Охотничьи ( промысловые и спортивные ).
К ним относятся русская гончая, русская псовая, борзая, сеттер, спаниель и др.
Комнатно-декоративные.
К ним относятся пудель, сенбернар, болонка и др. (картинки с собаками различных пород)
-Сколько же у собаки профессий?
Собаки используются на охоте, в охране границы, для перевозки людей и грузов в северных районах, в качестве помощников пастухов, в караульной службе. Безукоризненно выполняют задания собака- ищейка, собака- геолог, собака- миноискатель, собака- связист, собака- санитар, собака- сторож, собака- поводырь, собака- спасатель, собака- артист цирка, собака- подопытное животное в научных учреждениях.
- А у кого из вас есть собака?
-Как зовут ваших питомцев? ( Называют клички собак. ) - Кто-нибудь знает, как нужно ухаживать за собаками?
( Дети рассказывают о собаках, которые живут у них дома, как они о них заботятся.- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент- Экзюпири: « Ты всегда в ответе за тех , кого приручил».
-Про собак написано много произведений, сняты мультфильмы.
-Давайте вспомним сказки или мультфильмы про этих животных!
( Показываю иллюстрации с изображением героев-собак из мультфильмов).
Мультфильмы
«Голубой щенок»
«Бобик в гостях у Барбоса»
«Трое из Простоквашино»
«Пёс в сапогах»
«Каштанка»
«Бременские музыканты»
«Котёнок по имени Гав»
«Том и Джерри»
«Волшебник Изумрудного города»
«Бюро находок»
«Белолобый»
«Муму»
«Малыш и Карлсон»
«Лев и собачка»
«Барбос и Жулька»
- Вот как много мы вспомнили про собак
РАЗМИНКА
- Что бы быть сильными и выносливыми, я предлагаю заняться веселой собачьей гимнастикой.
Вы готовы? Тогда начнем:
Вот собачки дружно встали
(протягивают руки вперед).
Лапки всем мы показали
(пальцы широко раздвинуты).
Спинки прогибаются
(прогнуться)
Собачки улыбаются
(улыбнуться).
Лапками потопаем
(потопать).
Хвостиками шлепаем(хлопать по груди, по бокам и рукам).
По груди и по бокам,
А потом и по рукам.
А потом, а потом лапками мы разотрем
(растереть руки, бока).
А еще себя погладим
(поглаживают, бока, руки).
Спинки выпрямим и сядем
(распрямляют спину, садятся на свои места).
Учитель.
- Интересно, почему люди берут себе в помощники именно собак?
- Собака может охранять дом, поиграть в мяч или принести домашние тапочки? (Да)
- Дело в том, что собаки более привязаны к своим хозяевам, чем другие животные, которых мы держим дома
- Как вы думаете, какие способности у собак развиты лучше, чем у нас с вами ? ( предлагают свои варианты)
- У собак очень хороший нюх и слух. Слух у собак лучше, чем у людей. Они всегда прислушиваются и могут слышать даже такие звуки, которые не слышны людям.
- А кто знает почему у собак мокрый нос?
- Дело в том, что нюх собаки в 40 раз лучше чем у людей. Собаки различают намного больше запахов, чем мы с вами. И все благодаря влажному носу.
- А вот зрение собаки немного хуже человеческого, они хуже видят отдаленные предметы и различают гораздо меньше цветов.
- Зато собаки очень хорошо видят в темноте.
- Дети, как вы думаете, что для собаки важнее: слух, зрение или нюх?
- На самом деле все зависит от породы. Если у собаки уши стоячие (у овчарки, например), то для нее основным будет слух. А если весят, как у спаниеля, то главное – действительно обоняние, то есть нюх.
-Мы выяснили, что у собак хороший нюх. А ещё у них хорошее зрение. Ребята, а вы хотите, чтобы у вас тоже было такое же хорошее зрение, как у собачек?
-Я предлагаю нам сделать гимнастику для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
( Закрывают оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко.
( Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз,
( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернём,
( Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнём.
( Глазами смотрят вверх, вниз.)
Учитель.
-Дети, а вы знаете, что для собак существуют специальные школы?
-Как вы думаете, чему учат в этих школах?
( Играть, выполнять команды, охранять, слушаться.)
-В специальных школах для собак их обучают слушаться хозяина и выполнять разные команды – это называется дрессировкой.
-Каким командам учат собак?
( «Сидеть», «лежать», «сторожить», « голос» и др. )-Чему ещё можно научить собак?
-Например, их можно научить приносить газету, собирать грибы, даже ездить на велосипеде и плавать на сёрфе ( заниматься сёрфингом). Ведь собаки очень умные и могут научиться практически всему. А ещё собак учат искать и спасать людей.
Учитель. А сейчас — внимание! — я прочту вам приметы, связанные с особенностями поведения собак.
1. Собака ест траву, катается по земле — к дождю.
2. Собака много спит — к ненастью.
3. Собака валяется в снегу, катается по нему — к метели.
4. Собака свернулась клубком — к холоду.
5. Собаки душераздирающе воют по всей округе — к землетрясению.
Проверим вашу внимательность. Закончите фразы.
Учитель читает приметы вразнобой, например, «Собака свернулась клубком -...», дети заканчивают их.
- Пришло время литературной викторины.
Литературная викторина.
Викторина «Собачья жизнь»
Как называется домик собаки? (будка)
Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)
Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? (Лайка 1958 год)
Какая собака появляется каждый вечер на экранах телевизора? (Филя, Спокойной ночи малыши)
Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка «Репка»)
Итог.
-Ребята, теперь вы понимаете, почему собаку называют другом человека?
-Что интересного и важного было сегодня?
Всегда помните о том, что собаки — наши самые давние, верные и преданные друзья. Никогда не обижайте их и не позволяйте этого делать другим. Но также помните и об осторожности по отношению к собакам, особенно бездомным. Мы, люди, виноваты в том, что у них нет хозяев. Это мы сделали их злыми и порой опасными. Не забывайте об ответственности перед живым существом, когда приносите его в дом. Будьте добрыми и человечными. Будьте людьми.