«Психогигиенические мероприятия на занятиях и в режиме дня»


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории №73 Кировского района города Ростова-на-Дону (61 регион)
«Психогигиенические мероприятия на занятиях и в режиме дня»
(с 3до 7 лет)
Автор : Давыдова Татьяна Викторовна педагог-психолог 2013год
ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМЕ ДНЯ
Младшая группа (3-4 года)
Содержание
Организационно-методические
указания
1
2
1. Утренний прием:
а) функциональная музыка;
б) элементы словотерапия, сказкотерапия, арттерапии.
а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое;
б) использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового и настольного театра; рисование. Голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное.
2. Умывание и утренняя гимнастика:
а) мытье рук с произнесением потешек;
б) комплекс ОРУ
а) использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа;
б) подбор комплексов общеразвивающих упражнений игрового характера, использование игрушек и атрибутов
3. Свободная деятельность:
а) словотерапия;
б) сказкотерапия;
в) игровая деятельность:
г) индивидуальная работа
а) чтение сказок, стихов, беседы с малышами;
б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный и пальчиковый, кукольный театр, ряженье;
в) настольные игры, игры с любимыми игрушками;
г) использование словотерапия, арттерапии
4. Завтрак:
а) эстетическое оформление блюд;
б) спокойный тон воспитателя и помощника воспитателя
а) привлечение к эстетическому оформлению блюд помощника воспитателя;
б) пояснение — какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости — докармливать детей.
1 2
5. Занятия:
а) динамические (физкультура, ритмика);
б) занятия со статическим положением тела (сенсорика изо, развитие речи и т.п.)
а) занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «мышечной радости», радости от пения, танца, игры и т.п.. Использование элементов психогимнастики, артикуляционной, звуковой и пальчиковой гимнастики, релаксация, функциональная музыка;
б) использование элементов сказкотерапии, физкультминутки, игровые и двигательные задания, достижение эффекта «радости» от участия.
6. Свободная деятельность
а) чтение сказок, стихов, беседы с малышами;
б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье;
в) настольные игры, игры с любимыми игрушками;
г) использование словотерапия, арттерапии.
7. Подготовка к прогулке, прогулка:
а) одевание;
б) наблюдение;
в) игры (подвижные, индивидуальные);
г) хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев;
д) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны;
е) зимние забавы;
ж) дыхательные и физические упражнения;
а) использование приемов, предложенных в пункте 1 (а, б);
б) использование приемов, предложенных в пунктах 1(6), 3(6);
в) подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы из пунктов 1(6), 3(6);
г) хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой;
д) в летнее время на ранее обследованной почве, дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям;
е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам;
ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, бучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений;
1 2
з) создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов.
8. Возвращение с прогулки Использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок. Кукольного, пальчикового, настольного театра; рисование; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное
9. Подготовка к обеду, обед а) использование стихов и потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью
самомассажа;
б) привлечение к эстетическому оформлению блюд помощника воспитателя;
в) пояснение — какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости — докармливать детей.
10 . Подготовка ко сну. сон:
а) чтение стихов, коротких сказок, пение колыбельных;
б) функциональная музыка;
в) разрешение брать с собой игрушки;
г) укрывание и поглаживание детей;
д) сон в хорошо проветриваемом помещении;
е) соблюдение тишины;
ж) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки;
одевание
а) подбор художественных произведений со спокойным сюжетом; голос ровный, спокойный;
б) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое;
в) укладывание любимых игрушек спать, пояснение необходимости сна;
г) укрывание с проговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове одомашнивание ситуации;
д) проветривание в период прогулки детей;
е) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»;
ж) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку пробуждения», под одни и те же слова воспитателя (музыка и слова всегда одни и те же, могут меняться через длительный срок);
з) использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок. Кукольного, пальчикового, настольного театра; рисование; голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное
1
2
1. Свободная деятельность а) чтение сказок, стихов, беседы с малышами;
б) обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение; настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье;
в) настольные игры, игры с любимыми игрушками;
г) использование словотерапии, арттерапии.
2. Полдник а) привлечение к эстетическому оформлению блюд помощника воспитателя;
б) пояснение, — какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости — докармливать детей.
13. Подготовка к прогулке, прогулка а) использование приемов, предложенных в пункте 1 (а, б);
б) использование приемов, предложенных в пунктах 1(6), 3(6);
в) подвижные игры, психогимнастические этюды и приемы из пунктов 1(6), 3(6);
г) хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой;
д) в летнее время на ранее обследованной почве, дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям;
е) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; ж) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, бучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений;
з) умелое использование всех перечисленных выше методов и приемов.
ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМЕ ДНЯ
Средняя группа (4-5 лет)
Содержание
Организационно-методические указания
1. Утренний прием
а) функциональная музыка;
б) элементы словотерапия, сказкотерапия, арттерапии;
в) игровая деятельность по интересам а) спокойная музыка (классические произведения, современные мелодии);
б) использование художественных произведений, сказок, потешек, поговорок, голос воспитателя спокойный, ласковый;
в) создание благоприятной окружающей психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности.
2. Умывание и утренняя гимнастика:
а) мытье рук с самомассажем;
б) комплекс ОРУ
а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
б) подбор игровых комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование осанки, психогимнастических этюдов (по Чистяковой).
3. Свободная деятельность:
а) игровая деятельность;
б) индивидуальная работа
а) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей;
б) использование элементов арттерапия, словотерапия, сказкотерапии.
Содержание
Организационно-методические
указания
4. Завтрак:
а) эстетическое оформление блюд;
б) спокойная обстановка во время еды
а) привлечение помощника воспитателя к эстетическому оформлению блюд;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами.
5. Занятия:
а) динамичные (физическая культура, музыкальное занятие, ритмика, хореография);
б) занятия со статическим положением тела
а) использование всех видов достижения «мышечной радости»; содействие созданию положительного психоэмоционального состояния. Использование элементов оздоравливающих технологий: звуковая, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, упражнения для профилактики и укрепления осанки, плоскостопия; использование функциональной музыки;
б) занятия с включением двигательных компонентов. Включение в занятия элементов психогигиенической направленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы релаксации, и аутотренинга. Создание положительного эмоционального настроя; использование функциональной музыки.
6. Свободная деятельность:
а) игры средней подвижности, игры с правилами;
б) индивидуальная работа а) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей;
б) использование элементов арттерапия, словотерапия, сказкотерапии.
7. Подготовка к прогулке, прогулка:
а) одевание;
б) наблюдение;
в) игры;
Содержание а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения;
б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе;
в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния. Создание среды, активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д.; психогимнастические этюды;Организационно-методические
указания

г) трудовые поручения, коллективный труд;
д) самостоятельная игровая деятельность;
е) элементы туризма;
ж) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны (летом);
з) зимние забавы
г) создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия;
д) формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности;
е) короткие экскурсии, адаптация к окружающей среде, обучение правилам поведения в природе и обществе;
ж) хождение по траве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия). Дозированное пребывание на солнце. Игры с водой
з) катание на санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры со снегом.
8. Возвращение с прогулки
а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения.
9. Подготовка к обеду
а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами.
10. Подготовка ко сну, сон: а) закаливающие мероприятия;
б) чтение коротких литературных произведений, пение колыбельных;
в) элементы аутогенной тренировки;
г) музыкотерапия;
д) укрывание детей;
е) сон в хорошо проветренном помещении;
Содержание а) проведение до сна или после сна:
- воздушного закаливания,
- водного закаливания,
-хождения по разным поверхностям (профилактика плоскостопия, закаливание); б)содержание спокойное, голос воспитателя тихий;
в) использование функциональной музыки;
г) спокойная музыка, колыбельные;
д) проверить как укрыты, каждого погладить, сказать спокойные слова;
е) помещение проветривается во время прогулки;
Организационно-методические
указания
ж) постепенное пробуждение с использованием функциональной музыки;
з) «гимнастика пробуждения» или комплекс упражнений (традиционный);
и) одевание ж) медленный постепенный подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», слова воспитателя (музыка или слова одни и те же, могут меняться через длительный срок, элементы новизны), после смены используются долго;
з) термины «гимнастика пробуждения» и «музыка пробуждения» взяты у Н.Н. Ефименко;
и) закрепление навыков самообслуживания, создание хорошего настроения.
11. Свободная деятельность:
а) сюжетно-ролевые игры; б) игры с правилами; в) подвижные игры; г) индивидуальная работа;
д) игры драматизации; е) дидактические игры;
ж) психогимнастика
а-ж) повышение общего жизненного тонуса, профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, развитие памяти, внимания, коррекция движений и других психических качеств. Коррекционная работа по знаниям, умениям, навыкам.
12. Полдник:
а) мытье рук;
б) спокойная обстановка во время еды а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами;
13. Подготовка к прогулке, прогулка
а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения;
б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе;
в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния. Создание среды активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д. Обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д.; психогимнастические этюды;
г) создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия;
д) формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности;
е) короткие экскурсии, адаптация к окружающей среде, обучение правилам поведения в природе и обществе;
ж) хождение по траве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия); дозированное пребывание на солнце; игры с водой
з) катание на санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры со снегом.
ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМЕ ДНЯ
Старшая и подготовительная группа
Содержание
Организационно-методические
указания
1. Утренний прием
а) функциональная музыка;
б) элементы словотерапия, сказкотерапия, арттерапии;
в) игровая деятельность по интересам.
а) спокойная музыка (классические произведения, современные мелодии):
б) использование художественных произведений, сказок, потешек, поговорок, голос воспитателя спокойный, ласковый:
в) создание благоприятной окружающей психоэмоциональной среды для совместной игровой деятельности.
2. Умывание и утренняя гимнастика:
а) мытье рук с самомассажем;
б) комплекс ОРУ
а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
б) подбор игровых комплексов, с включением дыхательных упражнений, упражнений на формирование
осанки, психогимнастических этюдов (по Чистяковой).
3. Свободная деятельность:
а) игровая деятельность;
б) индивидуальная работа
а) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей;
б) использование элементов арттерапии, словотерапии, сказкотерапии.
Содержание
Организационно-методические
указания
4. Завтрак:
а) эстетическое оформление блюд;
б) спокойная обстановка во время еды
а) привлечение помощника воспитателя к эстетическому оформлению блюд;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами;
5. Занятия:
а) динамичные (физическая культура, музыкальное занятие, ритмика, хореография):
б) занятия со статическим положением тела
а) использование всех видов достижения «мышечной радости»;
содействие созданию положительного психоэмоционального состояния: использование элементов оздоравливающих технологий: звуковая, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, упражнения для профилактики и укрепления осанки, плоскостопия; использование функциональной музыки;
б) занятия с включением двигательных компонентов; включение в занятия элементов психогигиенической направленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы релаксации, аутотренинга, Создание положительного эмоционального настроя; использование функциональной музыки.
6. Свободная деятельность:
а) игры средней подвижности, игры с правилами;
б) индивидуальная работа
а) свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, способствующие улучшению психического и физического здоровья детей;
б) использование элементов арттерапии, словотерапии, сказкотерапии.
Содержание
Организационно-методические
указания
7. Подготовка к прогулке, прогулка:
а) одевание;

б) наблюдение;
в (игры;
г) трудовые поручения, коллективный труд;
д) самостоятельная игровая деятельность;
е)элементы туризма;
ж) хождение босиком, воздушные и солнечные ванны (летом):
з) зимние забавы
а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения;
б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе;
в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния; создание среды, активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д. Обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д.; психогимнастические этюды;
г) создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия;
д) формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности;
е) короткие экскурсии, адаптация к окружающей среде, обучение правилам поведения в природе и обществе;
ж) хождение потраве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия). Дозированное пребывание на солнце. Игры с водой
з) катание на санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры со снегом.
8. Возвращение с прогулки
а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения.
Содержание Организационно-методические указания
9. Подготовка к обеду
а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
а) привлечение помощника воспитателя к эстетическому оформлению блюд;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами.
10. Подготовка ко сну, сон:
а) закаливающие мероприятия;
б) чтение коротких литературных произведений, пение колыбельных;
в) элементы аутогенной тренировки:
г) музыкотерапия;
д) укрывание детей;
е) сон в хорошо проветренном помещении;
ж) постепенное пробуждение с использованием функциональной музыки;
з) «гимнастика пробуждения» или комплекс упражнений (традиционный);
и) одевание
11. Свободная деятельность:
Содержание а) проведение до сна или после сна:
- воздушного закаливания,
- водного закаливания.
-хождения по разным поверхностям (профилактика плоскостопия, закаливание);
б)содержание спокойное, голос воспитателя тихий;
в) использование функциональной музыки:
г) спокойная музыка, колыбельные;
д) проверить, как укрыты, каждого погладить, сказать спокойные слова;
е) помещение проветривается во время прогулки;
ж) медленный постепенный подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», слова воспитателя (музыка или слова одни и те же, могут меняться через длительный срок, элементы новизны), после смены используются долго:
з) термины «гимнастика пробуждения» и «музыка пробуждения» взяты у Н.Н. Ефименко;
и) закрепление навыков самообслуживания, создание хорошего настроения
а-ж) повышение общего жизненного тонуса, профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, развитие памяти, внимания, коррекция
Организационно-методические указания
а) сюжетно-ролевые игры;
б) игры с правилами;
в) подвижные игры; г) индивидуальная работа;
д) игры драматизации;
е) дидактические игры:
ж) психогимнастика движений и других психических качеств.
Коррекционная работа по знаниям, умениям, навыкам.
12. Полдник:
а) мытье рук;
б) спокойная обстановка во время еды а) оказание благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник;
б) воспитатель и помощник воспитателя спокойным тоном рассказывают о названии блюд, чем они полезны, учат правильно пользоваться столовыми приборами.
13. Подготовка к прогулке, прогулка
а) беседы, обучение самообслуживанию, использование музыкотерапии, совместного пения;
б) формирование умения радоваться окружающему миру, видеть красоту в окружающем, учить бережному отношению к природе;
в) подвижные и спокойные игры на коррекцию основных видов движений и психоэмоционального состояния. Создание среды, активизирующей двигательную активность: классики, дорожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д.; психогимнастические этюды;
г) создание условий для выполнения трудовых поручений, воспитание трудолюбия;
д) формирование у детей умений играть дружно, договариваться о совместной игровой деятельности;
е) короткие экскурсии, адаптация к окружающей среде, обучение правилам поведения в природе и обществе;
ж) хождение потраве, песку, камушкам (закаливание, профилактика плоскостопия). Дозированное пребывание на солнце. Игры с водой
з) катание на санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры со снегом.
Кроме вышеуказанных мероприятий вводится больше упражнений на саморегуляцию, самоконтроль
I. Психогимнастика
Развитие психоэмоциональной сферы
2. Подвижные игры с оздоравливаюшим эффектом
Развитие физических качеств, профилактика нарушений осанки, формирование осанки, свода стопы, правильного дыхания, равновесия, быстроты реакции, ориентировки в пространстве; укрепление мышц ребенка
3. Элементы релаксации и аутотренинга
Формирование навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
4. Профилактические и коррекционные упражнения
Используются упражнения:
- профилактические и коррекционные для всех мышц (рук и плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса, дыхательных и формирующих осанку; мышц ног, свода стопы и пальцев)
5. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, стимуляция речевых зон. профилактика простудных заболеваний
6. Арттерапия
ИЗО-деятельность, хоровое пение, хореография. Создание благоприятного психологического климата. Оздоравливающе компоненты (дыхание, осанка, стопа, мелкая моторика, артаппарат и т.д.)
7. Пешие переходы и малый туризм Развитие двигательных возможностей, выносливость, создание радостного настроения от общения с природой
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. – М., 1985. – 395с.
2. Детский психолог. В поддержку практических психологов, работающих в учреждениях образования. – Ростов-на-Дону, 1993. – 66с.
3. Мухина В.С., Хвостов А.Л. Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1999. – 624с.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. – 240с.
5. Особенности психического развития для детей 6-7 летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 136с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1995. – 525с.
6. Скрипкина Т.Г., Гульянц Э.К. Психологическая служба в ДОУ разных типов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 250с.
7. Фрейд З. Психологические этюды. – Минск, 1997. – 601с.
8. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. – 265с.
9. Чистякова М.И. Психодиагностика. – М., 1995. – 160с.
10. Шипещина Л.М., Защирицкая О.В. Азбука общения. – СПб., 1998. – 380с.