Статья Особенности самооценки в учебной деятельности подростков с психическим недоразвитием

Особенности самооценки в учебной деятельности подростков
с психическим недоразвитием

П.В. Шумаков
старший преподаватель кафедры общей и возрастной психологии
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»,
педагог-психолог КСКОУ ОО
«Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
г. Орел

На сегодняшний день проблема формирования самооценки детей с недостатками интеллектуального развития остается малоисследованной. Следует указать на огромное влияние самооценки, на развитие личности и особенно личности аномального ребенка. В формировании личности ребенка с недостатками интеллектуального развития эта проблема занимает значительное место. В работах многих психологов отмечено, что у детей с психическим недоразвитием нарушаются не только познавательные процессы, но и личность и самооценка в частности. Проблема изучения самооценки в учебной деятельности детей и подростков с психическим недоразвитием является крайне актуальной как с научной, так и с практической, педагогической точки зрения. Разработка данной проблемы необходима для выстраивания наиболее правильного и эффективного обучения и воспитания детей и подростков с психическим недоразвитием.
Целью нашего исследования было выявление особенностей самооценки в учебной деятельности подростков с психическим недоразвитием. В исследовании приняли участие 20 подростков 13-14 лет с психическим недоразвитием.
Одной из основных задач нашего исследования было выявление уровня самооценки у подростков 13-14 лет с психическим недоразвитием. Для этого нами применялась методика исследования самооценки К.А. Дембо – С.Л. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Результаты представлены в следующей таблице.
Таблица №1
Результаты исследования уровня самооценки по отдельным параметрам в группе подростков с психическим недоразвитием
Параметры


уровень
здоровье
ум
характер
Практич. умения и навыки
Внешн.
Увер. в себе

высокий
90%
75%
85%
90%
90%
95%

средний
5%
20%
10%
10%
10%
5%

низкий
5%
5%
5%
-
-
-

У 90% испытуемых по шкале «здоровье» отмечается высокий уровень самооценки. Они считают себя здоровыми, физически сильными и выносливыми. Лишь у 5% испытуемых отмечают у себя большое количество болезней, указывают на свою физическую ослабленность и не способность к длительным физическим нагрузкам.
75% испытуемых по шкале «ум» имеют высокий уровень самооценки, что говорит о неадекватных представлениях о своих умственных способностях. Подростки указывают на то, что они с легкостью могут справляться со сложными учебными заданиями. В реальной жизни же подростки не проявляют активность на уроках, не проявляют интереса к учебным предметам, часто выкрикивают ответы с места, хотя эти ответы являются не правильными. Только 5% подростков имеют низкий уровень. Это неуверенные в себе, замкнутые подростки, с выраженными проявлениями астенизации.
По шкале «характер», у 85% подростков выявлен высокий уровень самооценки. При этом педагоги отмечают, что большинство подростков не умеют вести себя должным образом в школе, многие из них инфантильны, обидчивы, и склонны к агрессии и дракам. Только 5% подростков проявляют неуверенности в себе, робость, застенчивость.
По параметру «практические умения и навыки» (умелые руки) 90% подростков имеют высокий уровень самооценки. У подростков данной категории большое количество времени отводится на занятия по трудовому обучению, в связи, с чем они считают себя достаточно успешными по данному параметру. Только 10% испытуемых способны адекватно оценить свои умения, навыки и таланты.
По параметру «уверенность в себе» 95% подростков имеют высокий уровень самооценки, они уверенны в себе, активны, готовы брать на себя ответственные и сложные задания, однако, как правило, они не справляются с такого рода заданиями.
Одной из важных задач нашей работы является изучение особенностей самооценки подростков с психическим недоразвитием именно в учебной деятельности. Полученные данные представлены в следующей таблице.
Таблица №2
Результаты исследования уровня самооценки в учебной деятельности по отдельным параметрам подростков с психическим недоразвитием.
параметры





уровень
старательность/ небрежность
трудолюбие/лень
дисциплинирован/непослушен
умственные способности (умный/глупый)
любознательность/ нелюбознат.
внимательность/ невнимательность
ответственность/ безответственность
отнош. к успехам в учебе (хорошо учусь/плохо учусь)

высокий
90%
95%
95%
75%
95%
85%
85%
85%

средний
10%
5%
5%
25%
5%
15%
15%
15%

низкий
-
-
-
-
-
-
-
-

У 90% испытуемых отмечается высокий уровень самооценки по параметру старательность/небрежность. Подростки считают себя старательными, аккуратными, что не совпадает с оценкой педагогов, которые отмечают у детей импульсивность, небрежность при выполнении учебных заданий.
Значительная часть испытуемых (95%) имеют высокий уровень самооценки по шкале трудолюбие/лень. Указывают, что они трудолюбивы, с большим интересом выполняют все поручения. Однако педагоги отмечают совершенно противоположное: большая часть подростков ленится в учебной деятельности, а для того чтобы заставить их что-то сделать приходится приложить не мало усилий.
95% испытуемых имеют высокий уровень самооценки по шкале дисциплинированность/непослушание. Подростки указывают на то, что на уроках они дисциплинированы, внимательно слушают учителя, ведут себя спокойно. Однако в реальности они шумно ведут себя на уроках, отвлекаются, на переменах кричат, часты проявления агрессии, как со стороны мальчиков, так и со стороны девочек.
По параметру умственные способности (умный/глупый) 75% имеют неадекватные представления о своих умственных способностях. Подростки счита
·ют себя очень умными, способными справиться с любыми заданиями различного уровня сложности. Педагоги же дают иную оценку, и отмечают недостаточную успеваемость детей, сложность в их обучении, непонимание материала. 25% подростков более или менее адекватно оценивают свои умственные способностей, а также самих себя.
По шкале любознательность/не любознательность, у 95% подростков преобладает высокий уровень самооценки и они считают себя интересующимися новыми знаниями. Педагоги же отмечают, что большая часть подростков не активна в процессе получения новых знаний, с трудом усваивают новый материал достаточно пассивно воспринимая его. Получение новой информации для них не имеет особого значения.
По параметру внимательность/невнимательность 85% испытуемых имеют высокий уровень самооценки, заявляя, что они с особым вниманием слушают материал, бывают очень сосредоточены при выполнении заданий. Однако в реальности дети очень отвлекаемы, особенно когда в классе находится посторонний человек, при выполнении письменных упражнений допускают большое количество ошибок. Только 15% подростков готовы к определенной критике в свой адрес.
Преобладающее большинство подростков (85%) считают себя ответственными, способными выполнить задания разного уровня сложности. Однако по данным педагогов подростки недостаточно ответственно относятся к заданиям, многие просто забывают о чем их просили.
По параметру отношение к успехам в учебе (хорошо учусь/плохо учусь) 85% подростков имеют высокий уровень самооценки и указывают, что учатся достаточно хорошо. При этом в основном преобладает количество плохо успевающих подростков, у которых наблюдаются большие трудности в учебе. Только 15% подростков по данной шкале имеют средний уровень самооценки, т.е. способных адекватно оценить свои учебные достижения, а также неудачи.
Таким образом, необходимо отметить, что у подавляющего большинства подростков с психическим недоразвитием отмечается высокий уровень самооценки в учебной деятельности. Они не способны адекватно оценить свои учебные успехи и неудачи, оценивая себя и свои возможности достаточно высоко. При этом завышенные оценки подростков с психическим недоразвитием не совпадают с оценками педагогов.
Одной из важных задач нашей работы стал анализ степени дифференцированности самооценки подростков с психическим недоразвитием в учебной деятельности. Из результатов видно, что испытуемые по всем параметрам указывают на максимальные значения, отмечают свою максимальную успешность во всех видах учебной деятельности, при этом, не указывая на свои неудачи. У них не отмечается низких показателей самооценки, а средние отметки наблюдаются у небольшого числа испытуемых. Таким образом, необходимо подчеркнуть высокую степень недифференцированности самооценки подростков с психическим недоразвитием.
Важной задачей нашего исследования было изучение степени адекватности самооценки в учебной деятельности у подростков с психическим недоразвитием, для чего нами использовалась методика А.И. Липкиной «Три оценки. Полученные данные представлены в следующей таблице.
Таблица№3
Результаты исследования степени адекватности самооценки в учебной деятельности в группе подростков с психическим недоразвитием
Степень адекватности/ совпадение с оценкой учителя
Процентный показатель

Адекватная/
Совпадение с адекватной оценкой учителя
10%

Неадекватная /
Несовпадение с адекватной оценкой учителя
90%


По результатам данной методики, можно отметить, что оценки учителя и оценки ученика совпали только в 10% случаев, т.е. только 10% подростков характеризуются относительно адекватной самооценкой. В 90% случаев оценки учителя и учеников не совпали, что говорит о неспособности адекватно оценить свои достижения, о недостаточной критичности подростков с психическим недоразвитием. Преобладающее большинство учеников на вопрос: «Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?», ответили, что сильным. Данная оценка подростками самих себя объективно не соответствует действительности. Таким образом, по результатам данной методики можно отметить, что самооценка учеников и адекватная оценка со стороны учителя в 90% случаев имели расхождение, что говорит о неадекватно завышенной самооценке подростков с психическим недоразвитием.
По результатам проведенного исследования в группе подростков с психическим недоразвитием, следует отметить преобладание высокого уровня самооценки от 85 – 100%, что говорит о некритичном отношении к себе и своей учебной деятельности. В большинстве случаев оценки подростков и учителей совершенно расходятся, что говорит о неумении адекватно оценить свои успехи и неудачи в учебной деятельности. Важно отметить высокую степень недифференцированности как общей самооценки, так и самооценки в учебной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям учителей и сверстников. Также на основе неадекватно завышенной самооценки у подростков с психическим недоразвитием возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ Я и своих возможностей в учебной деятельности.



15