Презентаци по духовно-нравственному воспитанию 640 лет Высоцкому монастырю


640 лет Высоцкому монастырю.История основания.Презентация учащихся 3 «А» класса МОУ СОШ № 16.Учитель Тарамбаева Ольга Сергеевна. «При самом уже въезде в оный [город] любовался я величественным видом монастыря Высоцкого…» Андрей Болотов 18 век. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь — один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской Преподобным Сергием Радонежским. Высоцкий монастырь — один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, который владел еще и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия.  Серпуховский князь Владимир был хорошо знаком с Преподобным Сергием — был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город основанием монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители.  Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название "Высокий". Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери. Преподобный Сергий одобрил желание князя. Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания "на Высоком" и был назван Высоцкий — под этим названием он известен всем последующим поколениям православных христиан.  Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Афанасий старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности Византийской культуры. Поэтом Высоцкая обитель под руководством преподобного Афанасия скоро приобрела значение центра Византизма на Руси. В 1387 году преподобный Афанасий по благословению преподобного Сергия отправился в Царьград, где создал книгописную мастерскую. Он работал над переводами церковных книг. Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого старшего стал богослужебный Устав «Око церковное», которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни.. При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни почитался братией как чудотворец. Умер он в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения» вследствие тяжелых иноческих подвигов. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день его святые мощи несут благодатные исцеления людям. По смерти преподобного Афанасия младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, ученику преподобного Сергия. Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. В 1931 году Высоцкий монастырь был окончательно разорен, осквернен и закрыт. В 1991 г. Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь. На сегодняшний день в Высоцком монастыре собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией матери «Неупиваемая Чаша» Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря являются мощи преподобного Афанасия Младшего. Он издревле почитался как чудотворец, и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова.  В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов. В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия, который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах. В Зачатьевском соборе монастыря находится чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», список с чудотворной Борской иконы Пресвятой Богородицы, которая до революции во время эпидемий холеры Крестным ходом неоднократно приносилась в Серпухов и очень почиталась жителями, так как не один раз спасала город от смертоносной болезни. В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных начиная с первых веков христианства и до наших дней. Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей.