Конспект урока: «Сочинение по собственным наблюдениям «Первый снег»»

Компетентностный подход в системе начального общего образования.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретенные знания. Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать, заинтересовать учащихся. На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика на уроке, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.
Технологию развития критического мышления применяют на уроках по различным предметам. В качестве примера представим урок русского языка, проведенный во 2-м классе, обучающегося по системе Л. В, Занкова.

Тема: сочинение по собственным наблюдениям «Первый снег».

Цель:-формировать умение письменно выражать свои мысли; - способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;
- воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений.
Оборудование: магнитофон., кассеты с записями, репродукции с изображением зимней природы и погоды, карточки наглядные с набором слов для написания сочинения, карточки индивидуальные с набором слов для написания сочинения, толковые словари.
Организация урока: приемы технологии развития критического мышления, технологии межпредметной связи (музыка, ИЗО, природоведение)
План урока:
- этап вызова - постановка познавательной задачи;
- этап осмысления – получение новых знаний, их осмысление и соотнесение с собственными знаниями;
- этап работы с текстом – осмысление текста, написание его по предлагаемому началу;
- этап рефлексии – способствует целостному осмыслению темы. Выработке собственного отношения к изучаемому материалу, анализу самого процесса изучения материала.


Содержание урока.
ЭТАП ВЫЗОВА
Постановка цели.
– «Сочинение» от старого слова «чин», т. е. «порядок». Сочинять, создавать сочинения – значит приводить в порядок свои мысли, знания. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение на тему «Первый снег» по результатам своих наблюдений и воспоминаний.
Он кружится лёгкий, новый первый снег,
Он имеет вкус и запах первый снег.
Вспомните свои ощущения, настроения, чувства, когда вы увидели первый снег.
Подготовительная работа.
- В словаре Леоновича говорится: «Снег – слово русское. Обозначает осадки, выпадающие в виде кристаллов». В «Толковом словаре русского языка» Ожегова: «Снег – атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой». Это научное толкование слова «снег». Но о снеге можно рассказать и совсем по-другому. Сегодня на уроке мы попытаемся передать настроение первого снега с помощью «зимних», «белых» слов.
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
- В произведениях поэтов и писателей часто рисуются картины наступления зимы, первого снега, который одел землю «точно пеленою», расстелив «блистательный ковёр» на земле.
- Послушайте стихи о первом снеге и потарайтесь запомнить отдельные слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам выразить ваши мысли при написании сочинения.
(ученики читают отрывки из стихотворений А. Пушкина, И. Никитина, Бальмонта, рассказа Архангельской)
- С чем сравнивается зима?
- Как описывается снег?
- С чем сравнивается снежинка?
- Как описывается падние снега?
- Вспомните, а какая была погода, воздух после первого снегопада?
- О снеге можно рассказать не только словами. Художники заменяют слова красками, фотографы – фотографиями. Попробуйте рассказать, какой вы видите снег на репродукциях?
(ответы учащихся)
Композиторы заменяют слова нотами, из которых складывается музыка. Прослушайте запись произведения Чайковского п. И. «Времена года. Декабрь» и попробуйте рассказать о своих ощущениях.
Покрывал всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
(прослушивание записи, ответы учащихся)
ЭТАП РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Обобщение сказанного.
- Давайте подведём итог и скажем КАКОЙ может быть первый снег?
(ответы учащихся, вывешивание наглядной карточки с набором слов, обращается внимание на правописание этих слов)
- С чем можно СРАВНИТЬ первый снег?
(ответы учащихся, вывешивание наглядной карточки с набором слов, обращается внимание на правописание этих слов)
- Что ДЕЛАЕТ первый снег?
(ответы учащихся, вывешивание наглядной карточки с набором слов, обращается внимание на правописание этих слов)
- Перед вами карточки индивидуальные с набором слов для написания сочинения. Попробуйте сформулировать предложения, которые вы будете использовать во вступлении, в основной части, в заключении.
. (ответы учащихся)
Написание сочинений.
– Попробуйте про первый снег рассказать так. Чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Сегодня вы будете писать как художники. Ведь художники не рисуют, а пишут картину. И вы с помощью «белых», «зимних слов» будете писать картину, приводя свои мысли в порядок.
(самостоятельная работа учащихся)
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Чтение 4 -5 сочинений.
Подведение итогов.
- Что было интересно?
- Что было новое?
- Что не понравилось?
15