Программа факультативного курса для учащихся 5 класса Духовно-нравственные традиции русского народа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14»


Духовно-нравственные традиции русского народа


Программа факультативного курса для учащихся 5 класса




Учитель: Медведева Н.В,
высшая квалификационная
категории








г. Гусь-Хрустальный
2015-2016 учебный год






Пояснительная записка.

Программа «Духовно-нравственные традиции русского народа» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, опыта реализации программы воспитательной работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа №14».   Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, уважающего нравственные традиции своего народа, на раскрытие способностей и талантов учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие. В современном обществе представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель  воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке совесть, его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, посёлка, города, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Основные направления духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в 5 классе классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Цель программы:
воспитание гармонично развитой личности и формирование духовно-нравственного содержания жизни путем деятельного приобщения учащихся к традиционной культуре, которая выступает в качестве основного содержания образовательного процесса.

Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка, приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников 5 класса; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Формы и методы занятий

теоретическое занятие
практикум
беседа
занятие в школьном музее
экскурсия
творческая работа
работа с документами и источниками


Обычаи наших предков и далеки и очень близки нам сегодня. Они скрыты в рукописях архивов, живы во многих чертах наших дней. Курс «Духовно-нравственные традиции русского народа» дает детям среднего школьного возраста представление о духовно-нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их хозяйственных знаниях, семейном укладе, круге чтения, праздниках и буднях.
Народная культура и сегодня оказывает значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников. Д.С. Лихачев напоминает, что «обращение к культуре прошлого это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне». Здоровые основы жизни россиян неразрывно связаны с духовными сокровищами Православной Церкви. Православие было самой сутью мировосприятия россиян и образом их жизни. Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения традиционно прививались детям в семье с малых лет. Поэтому особое внимание уделялось семейным традициям. Именно в семье решались все проблемы: экономические, духовные, нравственные, социальные и др. Содержание программы методически распределено по основным семи проблемно-тематическим разделам, что даст педагогу возможность последовательно знакомить школьников с богатым и многогранным миром наших предков.

Традиции народа это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Это живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы, более походившего на сотрудничество и ученичество, чем на битву за выживание.

В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах. Так рождались и дети страха дремучие суеверия, и плод рационального, прикладного осмысления окружающего мира проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет: прогнозов погоды и сроков проведения хозяйственных работ; первые попытки, пока еще исключительно на бытовом уровне, в пределах причины и следствия, постичь закономерности хода вещей. Так формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по-своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках, не говоря уже о неповторимо своеобразной, хотя иногда и довольно запутанной, русской демонологии. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Все это в целом душа и память народа, наполнявшая внутренним смыслом его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов.
Внеурочная деятельность школьников 5 класса происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы среднего общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Учебно-тематический план программы
УУД
Личностные:   развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
Регулятивные: самостоятельное формулирование темы и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся
Познавательные:  ориентирование в учебных пособиях (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка






Тема
Характеристика основных видов ОД учащихся (на уровне УУД)
Ко-во
часов
дата

Раздел I. Земля родная

5


1. Введение.
Влияние природно-климатического фактора на формирование Российской государственности


2. Герои земли Русской, их нравственный подвиг.


3. Отношение крестьянина к природе.


4. Сохранение народной мудрости в старинных песнях и сказках.

5. Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Матрёшки
(практическое занятие)



Исследовать на карте географию расселения восточных славян
Систематизировать уже имеющиеся представления о русском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности;

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус в ходе практической деятельности

Понимать, что, Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый, который формировался под влиянием природы и национальной культуры




Раздел II.
Русский дом


13


6. Крестьянская усадьба. Мебель, посуда, предметы быта семьи.

7. Домоводство. Пища наших предков.

8. Русский дом (занятие в музее

9. Внутрисемейный строй крестьянской и городской семьи.

10. Традиции русского народа

11. Практическая работа «Домострой»

12. Н.М. Карамзин «История государства Российского)

13. Гусь-Хрустальный. Основание города. Жизнь города в 18 веке.

14. Гусь-Хрустальный в Х1Х – начале ХХ века

15. Быт торфяников в начале ХХ века.

16. Посёлок Гусевский. Прошлое. Настоящее. Будущее.


17. Традиции моего посёлка


18. Моя семья в истории моего города и посёлка



Презентовать рассказ о жизни и быте русского народа, о жизни народа своего родного края, в частности города Гусь-Хрустальный и посёлка Гусевский.
Рассказывать о занятиях людей родного города и посёлка с использованием материалов школьного краеведческого музея и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев жизни.

Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения, уважительное отношение к старшим

Приобретать навыки работы с первоисточником,
содержащим в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Формирование целостного мировоззрения. осознание значения семьи в жизни человека и общества, развивать чувства патриотизма, уважения к Отечеству, осознание значения семьи в жизни человека и общества

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
,




Раздел III. Религиозное воспитание русского человека

10


19. Библия – источник нравственности. Библейские заповеди

20. Духовная жизнь предков.

21. Выбор веры князем Владимиром.

22. Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание

23. Религиозное воспитание.

24. Аз, буки, веди

25. Православный храм

26. Храмы Владимирского края

27. Соборы и церкви Гусь-Хрустального

28. Экскурсия в храм

Систематизировать уже имеющиеся представления о нравственном идеале человека,
осмысливание ветхозаветных заповедей в качестве общечеловеческих норм нравственности.
Характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Владимирской земли

Понимание духовности как проявления общенациональной российской солидарности.

Проводить анализ собственных поступков, в соотнесении их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Умение видеть отрицательные и положительные стороны поступков людей.

Презентовать рассказ о жизни Святых и праведников на Руси

Самосовершенствование, знание духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народа России, формирование целостного мировоззрения.



Раздел IV. Отечество






29. Любовь и служение Родине.

30. Ратные подвиги русских воинов. «От Святослава до Шойгу»

31. Мои земляки защитники Отечества
32. Мои земляки защитники Отечества

33.-34. Защита проекта
«Традиции русского народа – традиции моей семьи»



Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны.
Характеризовать роль российских воинов-защитников Отечества, объяснять важность преемственности в их государственных поступках, важность для межличностных отношений людей с древности до современности

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музея. Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу, составлять рассказы по заданному алгоритму, выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России













Содержание программы
Раздел I. Земля родная ( 5 часов)
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. География – важнейший фактор, определяющий экономическое, политическое, культурное и историческое развитие того или иного народа. Русь былинная. Илья Муромец. Андрей Боголюбский, Александр Невский . Их нравственный подвиг. Любовь к земле предков. Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости.

Раздел II. Русский дом (13 часов)

Быт русского народа. Особенности русской национальной культуры, традиции русской семьи, уклад жизни. Характерный облик избы. Внутреннее убранство. Соблюдение постов. Особое отношение русского человека к Хлебу. Самовар, русская печь, прялка, расшитое полотенце, домотканые половики, деревянная ложка – основные элементы русского дома. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам. Хлебосольство. Гостеприимство. Набожность. Супружество и семейная жизнь. Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики.  «Домострой», Н. М. Карамзин «История Государства Российского»
Город Гусь-Хрустальный. Образ жизни хрустальщиков в 18-19 веках. Торфоразработки в начале ХХ века. Социально-экономическое положение жителей нашей местности начала XX века. Прошлое и настоящее посёлка Гусевский. Трудовые династии.

Раздел III.
Религиозное воспитание русского человека (10 часов)

Описание основных содержательных составляющих священной книги Библия. Заповеди Моисея – источник нравственного поступка. Зарождение религиозных верований. Язычество. Божества славян. Христианство. Владимир Красное Солнышко. Значение принятия христианства. Русские святые. Отношение к религии. Религиозность русского человека. Зарождение на Руси письменности. Создатели славянской азбуки. Первые книги на Руси. Архитектурный облик и внутреннее устройство православного храма. Служба. Успенский Собор во Владимире – главный собор Владимирской Земли. Свято-Троицкий храм , часовня Святой Варвары в Гусь-Хрустальном.

Раздел IV. Отечество
Гражданское послушание на Руси. Защита Отечества – почётная обязанность русского человека. Создание Российской армии. Герои Отечества. Кузьма Хватков - командор с крейсера «Варяг». Герои Первой Мировой войны ( по материалам школьного музея). Основные этапы Великой Отечественной войны. Примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. Труженики тыла. Жизнь города и посёлка в годы войны. Трудовой фронт.

Планируемые результаты      
        В результате реализации программы «Духовно-нравственные традиции русского народа» в 5 классе обеспечивается достижение обучающимися:
воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Учащиеся должны прийти к пониманию
что русский национальный характер безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такой необыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.


Я надеюсь, что данный курс поможет восстановить «связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.





Список литературы и интернет-источников для педагога и обучающихся
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Документы ФГОС нового поколения.
Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы».

Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. Книга издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Изд. Белый город Дарь, М, 2007
От гражданского образования – к демократической школе: материалы проекта «Роль администраторов школ в гражданском образовании»., Изд. Ярославль, 2001
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Изд. «ВАКО», М. 2009
Терещенко А.В. История культуры русского народа. Изд. Москва, ЭКСМО 2007
Герои русской истории. Сборник. Изд. Белый город, М. 2005
Невская Ф.Н.СиницынВ.В. Путешествие в родную историю, Изд. Владимир, 1997
По Гусь-Хрустальному 1756-2011 История. География. Топонимика. Изд. ООО «АЛМЕД», газета «Афиша», г. Гусь-Хрустальный 2011
Гусь-Хрустальный. Очерки истории мещёрского края. Изд «Мещёра» г Гусь-Хрустальный 2006
По Муромской дороге. а\с Машковцев ВП, Мельников А.А. Изд. Посад, Владимир 1997 г
Земля Владимирская. Географический словарь. Составитель Фоминцева Л.Ф. Изд Владимир 1991г
Копылов Д.И История Владимирского края. Учебное пособие для школ. Владимир 1997г
Материалы школьного краеведческого музея









13PAGE \* MERGEFORMAT141715


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 1 Заголовок 215