Презентация к тренингу для педагогов Занятие 10 Антистресс-таймменеджмент часть 2 из цикла Я управляю стрессом


Я управляю СТРЕССОМ!Тренинг навыков эмоциональной саморегуляцииАвтор: педагог-психологМБОУ «Новинская школа» Богородского района Нижегородской областиШирокова Ирина Капитоновна Занятие десятоеАнтистресс – тайм-менеджмент. (продолжение) Мало кто располагает достаточным временем, и все же каждый располагает всем временем, которое у него есть. Парадокс времени И снова здравствуйте…!Разминка «Хорошо-плохо…»Наша задача:Провести индивидуализацию процесса управления временем.Обратная связь

Основы хроносейвингаЗакон времени как стратегического ресурса (Калинин С.И. 2006)ВРЕМЯ РАБОТЫ = ЦЕЛЬ * (СПОСОБ РАБОТЫ+ЭНЕРГИЯ) – ПОМЕХИ«…для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным». Луций Анней СенекаЦЕЛЬ*


Поглотители временипомехивнешниевнутренние1. Неэффективность оргструктуры2. Слабое функционирование системы3. Социально-психологиечские1. Физиологические проблемы2. Психологические проблемы и защиты3. Личные драмы и внутренние конфликтыУпражнение «Поглотители времени»


Копинг-стратегииКопинг - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Тест Обработка результатов 1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла 2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкал максимально от 12 до 24 баллов. Подсчитайте, сколько баллов набрали Вы по каждой шкале и воспользуйтесь формулой вычисления. Полученный результат и будет показателем уровня напряженности той или иной стратегии.3. Анализ для шкал 1,2,3,60-33 % – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга; 33,5 – 67% – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии; 67,5 – 100% – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации. Для шкал 4,5,7,8 – обратная зависимость. Описание субшкал Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение. Причем можно рассматривать копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием.




Гардероб гардероб1. Гардероб: мы зачастую завешиваем, заставляем ненужными, случайными вещами то, что действительно важно и является необходимым, и нужные вещи потом отыскиваются с трудом, а иногда на долгое время теряются из нашего поля зрения. Управление временен: хватаясь за мелкие, сиюминутные дела, мы отодвигаем выполнение тех дел, которые действительно нужно сделать.2. Гардероб: иногда мы пытаемся разместить вещей больше, чем он может вместить в себя, то есть реального места гораздо меньше, чем вещей. Управление временем: в наш план мы стараемся вставить все, что, на наш взгляд, мы должны сделать, не учитывая реальных ресурсов (временных возможностей, физических сил, наличия нужных знаний, навыков, опыта и т.п.)3. Гардероб: если необходимо в ситуации спешки разместить несколько новых вещей, мы вставляем их во все свободные места. И если долго не проводим ревизию гардероба, то через некоторое время не можем найти самого необходимого. И для того, чтобы найти небольшой предмет, нам приходится выгружать из шкафа ВСЕ вещи, запихивая их вслед за этим второпях обратно. Управление временем: вставляя в наш план непредвиденные мероприятия, мы вносим беспорядок в свою жизнь, «комкая» другие дела, не даем возможности отдохнуть, что может стать причиной эмоционального выгорания.


Проблемы управления времененмВыделяет время на выполнение дела без учета собственного графика работоспособностиСтремление все сделать самому и перегруженность графикаТехнический уровень: проблемы оптимизации ПРОЦЕССА управления временемежедневный хронометраж – выделить пять дел, указать, сколько времени необходимо на каждое из них. По окончании выполнения – вписать реальное время.РекомендацииОпределите свой индивидуальный график работоспособности (биоритмы, личная скорость выполнения дел, факторы внешней среды – помехи и пр.) и планируйте выполнение дел с его учетомРасчеты временных затрат указаны неверно, без учета реальности.Освоить навыки делегирования задач и регулярная тренировка.Оптимальное количество дел 5+ 2






Проблемы управления времененмЖалобы на слишком большую загруженность на работеЭкстернальный уровень: проблемы оптимизации внешних факторов управления временемСтрогое подчинение графику, регламентация контактов – рабочих и внешних. «Начни с себя» - актуальный лозунг РекомендацииАнализ действий: нужность-срочность-ответственность и распределение нагрузкиБольшое количество отвлекающих визитов, звонков и пр.Неорганизованность других людей.Четкий график работы, информирование всех заинтересованных лиц, обретение навыков конструктивного отказа






Проблемы управления времененм«Временные» страхиПсихологический уровень: проблемы личностного отношения к управлению временемВыявить причину невыгодности – (потребность в отдыхе, необходимость сменить работу, позиция «жертвы» и пр.)РекомендацииРабота с иррациональными суждениямиОтсутствие приоритетовНевыгодность планирования времени Научиться расставлять приоритеты, ранжировать «неотложные» дела






«Временные» страхи. Как справлятьсяНе успеть что-то сделатьОказаться некомпетентнымОшибиться в принятии решенияБыть хуже другихПотерять работуПотерять свое «Я»Самоанализ (осознайте свои защиты)Ревизия имеющихся ресурсовПомощь «группы поддержки» или наставникаТворческий подход Выбор эффективной в данной ситуации копинг-стратегии Психологические защитыТестАнализШкала                                 № вопроса (подсчет только ответов «да»)А - Отрицание                   1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94В - Подавление                  6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,С - Регрессия                    2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,D - Компенсация                3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,Е - Проекция                     7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,F - Замещение                   8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97G - Интеллектуализация     4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,H – Гиперкомпенсация 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,





Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Подавление – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. Регрессия. механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Компенсация. Попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств другой личности. Другим проявлением может быть ситуация сверхудовлетворения в других. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности. Проекция. Неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными для себя самого. Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства – (начальник на мужа, муж на жену, жена на ребенка, ребенок на собаку, собака на начальника).Интеллектуализация. Этот защитный механизм проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной без переживаний. Личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. (Любимая фраза: «потому, что…)Гиперкомпенсация. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Пора прощаться«Портрет стресоустойчивого человека». Каждый участник записывает 2-3 личностных качества, которые помогают ему справиться со стрессом, вызываемым нехваткой времени. Обобщая материал, составьте «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие – от каждого в этом Портрете должно быть 1 (а лучше по 2) личностных качества.Обсудим, что встречается часто, в перечне каждого (почти), а что упоминается крайне редко. Составьте собственную программу, включающую формирование необходимых для стрессоустойчивого человека качеств.Обратная связь. Что было интересно, полезно, бесполезно, неприятно и т.п. в процессе работы. Что будете применять в жизни