Тренинг для молодых специалистов Профилактика стрессоустойчивости


centercenterшкола-лицей им. А.М.Горького
2015г
Профилактика стрессоустойчивости
Тренинг для молодых специалистов
Педагог-психолог: Белунина Алёна Игоревна
100000100000школа-лицей им. А.М.Горького
2015г
Профилактика стрессоустойчивости
Тренинг для молодых специалистов
Педагог-психолог: Белунина Алёна Игоревна
Цель: Профилактика стрессоустойчивости
Задачи:• Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.• Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.• Обучение приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, Заготовки валентинок с вклеенной притчей
I. Введение. Разминка
Упражнение «Здороваемся локтями»Цель: установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.Ход: предлагается рассчитаться на три. Номера 1 складывают руки за головой. Номера 2 упираются руками в бедро. Номера 3 держат сложенные крест-накрест руки на груди. Во всех случаях локти развернуты в стороны. Ведущий дает сигнал и участники стараются поздороваться как можно большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями. При этом нужно назвать имя участника.Упражнение «Мой Зверек»Цель: разминкаИнструкция: «По очереди придумайте и покажите особенность вашего воображаемого зверька. Следующий называет особенности предыдущего зверька, и показывает своего. Так продолжаем по кругу».
I. Основная часть
Введение:Ведущий: - Профессия педагога очень энергоемкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.Сегодня мы научимся приемам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.Упражнение “Передача чувств”Цель: снятие эмоционального напряженияХод: Участники встают друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) . Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.Рефлексия: поделитесь впечатлениями от упражнения. Что не получалось, почему. Что понравилось. Что вы сейчас чувствуете.Беседа «Экстренная самопомощь»Цель: разработать приемы сбрасывания негативных эмоций, переживанийХод: ведущий задает проблематику: как, с помощью каких приемов в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний. Участники в режиме «мозговой штурм» обсуждают проблему, делятся опытом. Ответы записывают на доске.Инструкция: «Бывают случаи, когда человеком в определенной ситуации резко овладевают негативные, неприятные эмоции. Им не следует поддаваться и от них необходимо избавляться, при это ни в коем случае не подавляя. Подумайте, как в условиях работы в детском саду можно быстро избавиться от негативных сиюминутных переживаний».Примеры ответов:• резко встать и пройтись;• изрисовать лист бумаги, помять/порвать и выбросить;• Покричать в подушку/побить подушку;Упражнение «Портрет педагога»Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.Работа в группах.Инструкция: «Нарисуйте или метафорически изобразите портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите об получившимся образе».Инструкция: «Нарисуйте портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите об портрете, который у вас получился».Инструкция: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»Рефлексия, обсуждение. Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.
Выводы: в преодолении проф. выгорания многое зависит от тебя самого. Поэтому особенно значимы собственные внутренние резервы педагога.Упражнение «Удовольствие»Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.Упражнение «Релаксация»Ход: участникам предлагается закрыть глаза, усесться как можно удобнее (если есть ковер, лучше лечь) и расслабиться. Ведущий зачитывает любой релаксационный текст под музыку.Рефлексия: обсуждение впечатлений.Упражнение «Я в лучах солнца»Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.Ведущий: «Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи».Инструкция: «Нарисуйте солнце с лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе».Участники работают под приятную мелодичную музыку.
«Повесите солнышко на видное место. Дорисовывайте лучи. А если станет плохо на душе или покажется, что вы ни на что не годны, достаньте его».Упражнение «Пожелание другу»Цель: Создание позитивного эмоционального фона.Инструкция: "На этой валентинке напишите приятное пожелание или фразу, которую вы хотели бы услышать».Ведущий собирает валентинки в мешочек и предлагает участника вытащить себе по одной.На обратной стороне открытки вы найдете притчу, которая позволит вам многое понять о пустых переживаниях (Притча "Два монаха"). Сохраните эти валентинки и прибегайте к их помощи, когда вам трудно.
II. Заключение
Обсуждение тренинга. Что понравилось, чему научились, что узнали.