Презентация Мастер — класс Использование здоровьесберегающих технологий для повышения стрессоустойчивости педагогов


Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения стрессоустойчивости педагогов» Автор: Пургина Т.Г., воспитатель ГБДОУ № 20 Пушкинского района Санкт-Петербурга2016 год «Сильнейший тот, кто улыбается»Японская пословица«Счастье - на стороне того, кто доволенАристотель Каждое утро мы спешим на работу, где нас ждут дети, коллеги, встречи с родителями. Мы здесь общаемся, дружим, совместно создаем что-то новое. Наша профессия сложна тем, что педагог находится в постоянном интенсивном и тесном общении с большим количеством людей, в эмоционально нагруженной атмосфере. Современная жизнь требует от нас высокого уровня стрессоустойчивости, психологической готовности к острым, конфликтным ситуациям, а значит – мудрости, стойкости, выдержки, силы воли и характера. Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», писал Сухомлинский.Современные исследования показывают: педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48 % - после 20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у психиатра; 74% - после 10 лет работы в детском саду или школе становятся пациентами ЛОР – врача (из-за проблем с голосовыми связками). Любопытные результаты получили английские психологи, исследуя зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находится профессии шахтера (8,3 балла по 10-бальной шкале) и полицейского (7,7 балла). Замыкают её работники музея (2,6); библиотекари (2,0 балла). Профессия педагога (6,2 балла) занимает высокую восьмую позицию. Кто может помочь в этой ситуации ? Ответ очевиден – помоги себе сам! Каждый педагог может и должен овладеть элементарными знаниями об этой проблеме и способах её разрешения. Цель: содействовать становлению культуры профессионального здоровья педагоговЗадачи: - познакомить педагогов с приёмами здоровьесберегающих технологий;- мотивировать педагогов на активное их освоение и применение;- создать благоприятный эмоциональный настрой на совместную работу. Материал: мультимедийная презентация мастер-класса; карточки с описанием приёмов здоровьесберегающих технологий; аудиозаписи произведений Моцарта «Колыбельная», Грига «Утро в лесу»; буклет, памятка.Ожидаемые результаты:- все педагоги осознают необходимость использования различных приёмов здоровьесберегающих технологий для сохранения своего профессионального здоровья. I. Релаксационные техники1. «Руки»Цель: снятие усталости, установление психологического равновесия.Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает до локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.Расслабление через растяжение – потягивание Релаксационные техники 2. «Достань до звезды»Представьте себе, что далеко в небе над вами миллионы звёзд. Одна из них наиболее вам дорога, вы хотите достать её. Если вы дотянетесь до неё, то непременно сбудется ваше заветное желание. Встаньте на цыпочки, потянитесь в небо высоко-высоко над собой. Попробуйте дотянуться до вашей звезды. Почувствуйте, как натянуты все мышцы рук и ног. Достаньте свою звезду. Задумайтесь: какое счастье она может вам подарить именно в эту секунду? По возможности осуществите задуманное! Релаксационные техники3. «Гора с плеч»Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенность в себе.Необходимое время: 3 сек.Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.  II. Дыхательные техники1. «Концентрация на медитативном дыхании»Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.Необходимое время: 3-5 мин.Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный ход дыхания, а только идите за ним. Говорите себе:» Я чувствую свой вдох… чувствую выдох…»После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются. Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных техник. Дыхательные техники 2. «20 целебных вдохов»Цель: снятие напряженияПримите удобную позу – позу максимального расслабления, сбросив «зажимы» с мышц. Затем в ритме затухающего дыхания 20 раз мысленно произнесите «Я…успокаиваюсь». При этом на вдохе следует произносить - «я», на выдохе – «успокаиваюсь». Дыхательные техники3. «Звуковая гимнастика»А- благоприятно воздействует на весь организмЕ - воздействует на щитовидную железуИ - на мозг, глаза, нос, ушиО - На сердце и лёгкиеУ – на органы, расположенные в области животаЯ – на работу всего организмаХ – помогает очищению организмаХа – помогает повысить настроение Дыхательные техники 4. «Звуковая гимнастика»,с помощью которой можно улучшить здоровье При начинающем насморке – упражнение «Самолёт» - звук (В): стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица, гайоморовых пазух; эффект достигается при ринитах, гайморитах.Если болит горло – упражнение «Комар» - звук (З): стимуляция в области головы и шеи. Эффективно при трахеитах.При сильном кашле – упражнение «Жуки» - звук (Ж): эффективно выводит мокроту из бронхов и легки.  III. Медитативные техники 1. «Да-да-да» (голосовая техника)Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.Необходимое время: 5-10 мин.В течение 5-10 мин постарайтесь ни на что не отвлекаться и приговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью. Упражнения1. «Самохвальство»Цель: усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания в дальнейшем.Начиная с шепота, постепенно усиливая интонацию, произносить: «Я хорошая!» Упражнения 2.«Пословицы»Цель: снятие внутреннего напряжения, избавление от депрессивного состояния.Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы», «Сказки» и т.д. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц и афоризмов в течение 25-30 мин., пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнёт вас на правильное решение. Возможно, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, а над способами её решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности. Психогимнастика «Рубка дров»Цель: оказать общепробуждающее действие, заставит напрягать память и концентрировать внимание.Педагоги встают в круг. Ведущий говорит: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор и в какой позе удобнее стоять»Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки. Вопрос к участникам встречи:«Она ничего не стоит, но много даёт»«Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда»; Известный психолог Дейл Карнеги утверждал:«Цена улыбки:- она ничего не стоит, но много даёт;- она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает;- она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда;- никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче;- она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей;- она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя не одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали!»  Тест «Как вы смеётесь?»Улыбка для человека ничего не стоит, но ценится дорого. А если улыбка трансформируется в смех… Вот на смехе мы и остановимся. Вспомните, как вы смеётесь… Если при смехе вы мизинцем касаетесь своих губ, - вам нравится быть в центре внимания.Если вы хохочете, прикрыв рот рукой, - значит не стремитесь быть на виду, стараетесь не раскрываться.Когда смеётесь, запрокидываете голову – это говорит о вашей доверчивости и широкой душе.Во время смеха касаетесь головы – скорее всего, вы мечтатель и фантазер. Морщите нос, когда смеётесь, - вы человек настроения, что подтверждает вашу эмоциональность.Смеётесь громко, с открытым ртом – вы темпераментны и очень подвижны.При смехе держитесь за подбородок – для вас возраст не помеха, вы всегда юны душой и телом.При смехе прищуриваете глаза – это характеризует вашу уверенность в себе и незаурядный ум.Когда хотите засмеяться, наклоняете голову, чтобы скрыть смех, - ваши чувства и поступки всегда под контролем.Как видите, «смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно». Так что смейтесь на здоровье и будьте счастливы!  Выводы: психическое и физическое здоровье педагога – залог эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Но самое главное помнить, что стресс в сотни раз легче предупредить, чем устранять его последствия. Источники: Герасимова Е.Н., Кутьна Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.- Воспитатель ДОУ. – 2008. - № 10, стр. 115.2.Зимирёва М.Э. Повышение стрессоустойчивости педагогов. - Дошкольная педагогика.- 2012.- № 9.- стр.58.3. Киселёва Н.В. Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности.- Дошкольная педагогика.- 2013.- № 5.- стр.58.4. Клюева Н.В., Кряжева Н.Л. Снимаем психоэмоциональное напряжение. – Управление ДОУ. – 2003. - № 5.- стр.19.5.Самольянова Н.В. Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии и здоровье педагогов ДОУ».- Дошкольная педагогика.- 2014.- № 6.- стр.58.6. Соловьёва Л.А. Тренинг для релаксации и снятия напряжения у педагогов.- Дошкольная педагогика.- 2009.- № 6 - стр.48.      Благодарю за внимание!