СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ. СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


Урок 16. Говорим, рассказываем, слушаем.Повторение основных понятий
Цели деятельности учителя Создать условия для организации и проведения повторения основных изученных понятий: слог, гласный звук, ударение; содействовать формированию представлений о согласных звуках, их значении в словах
Планируемые образовательные
результаты Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: выполнять артикуляционные упражнения на развитие правильного произнесения гласных звуков; придумывать односложные слова с гласными звуками и составлять схемы этих слов; иметь первичные представления о согласных звуках, их графическом обозначении на схеме слова.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
Образовательные ресурсы Иллюстрация с изображением зоопарка, предметные картинки, схемы- звуковичкиСценарий урока
Этапы урока Формы,методы,методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок! Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальная. Проверка готовности к уроку (наличия необходимых на уроке школьных принадлежностей и их состоя-
ния)
II. Повторение изученного.
1. Артикуляционная гимнастика. Индивидуальная; практический метод – упражнение. – Жил-был Язычок, длинный-предлинный, вот такой. (Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10–15 с. Учитель медленно считает вслух до десяти.)
– Он жил в своем домике – ротике, который открывался и закрывался, вот так. (Широко открыть и закрыть рот. Губы нейтральные, как при произнесении звука а. Повторить 8–10 раз.)
– В домике были двери – губы и заборчик – зубы. Когда двери и заборчик были закрыты, Язычок спокойно спал в своем домике – ротике. Сегодня Язычок спит за закрытым заборчиком, а двери открываются и закрываются, вот так. (Углы рта слегка оттянуты – так, чтобы были видны передние зубы. Объем Выполняют упражнения. Показывают правильную артикуляцию гласных звуков. Индивидуальная. Проверка правильной артикуляции гласных звуков.
1 2 3 4 5 6
Фронтальная; словесный метод – беседа. движений, как при артикуляции звука и. Повторить 8–10 раз.)
– В гости к Язычку пришел Ослик и стал его звать: «И-а, и-а, и-а». (Плавный переход от и к а. Повторить 8–10 раз.)
– Удивился ослик, что Язычок спит, и сказал: «О-о-о!». (Губы округлены, произносится утрированный звук о. Повторить 8–10 раз.)
– Мимо проезжал Паровозик с длинной трубой. Решил он разбудить Язычка и загудел: «У-у-у!». (Губы вытянуты в трубочку. Повторить 8–10 раз.)
– Стали Ослик и Паровозик Язычка будить: «И-а, о-у, а-у, у-у-у!». (Плавный переход от и к а. Повторить 8–10 раз.)
– При помощи каких звуков Ослик разбудил Язычка?
– Что вы про них знаете?
– Каково значение этих звуков в словах?
– Перечислите изученные звуки.
Учитель выставляет на доску «звуковички».
– Посмотрите, осталось два звуковичка. Кто был внимательным, какие звуки не назвали? – С помощью гласных звуков.
Отвечают на вопросы.
– ы, э. 2. Составление схем слов Индивидуальная; практический метод – практическая работа – Придумайте односложные слова с этими звуками. Составьте схемы этих слов.
(Аналогично составление схем двух-, трехсложных слов.) Выполняют задание Придумывают односложные слова с указанными звуками. Составляют схемы слов Индивидуальная. Составление схем слов
1 2 3 4 5 6
III. Сообщение темы урока и постановка целей Фронтальная; словесный метод – беседа – Можно ли обойтись только гласными звуками? Много ли слов получается только из гласных звуков? Какие вы знаете?
– Какой можно сделать вывод?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, будем определять их в словах – Ау, уа, и, у.
– Гласных, которые образуют слова, очень мало, значит, кроме гласных, нужны другие звуки Делают вывод IV. Изучение нового материала. Фронтальная; словесные методы – беседа,
рассказ. – Давайте отправимся в зоопарк. (Показ иллюстрации.)
– Отгадайте загадки. (Загадывает загадки про волка, змею, барана, птенцов, ежа.)
– Какие звуки произносят эти животные? Как они называются? Отгадывают.
– Неречевые звуки. Различают речевые
и неречевые звуки.
Имеют представление о согласных звуках 1. Введение согласных звуков. – Одинаково ли произносятся эти звуки?
– Встречаются ли эти звуки в словах? Докажите.
– Звуки [р],[ш] и еще много других звуков называются согласными.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
При образовании согласных звуков приходится потрудиться, как, например, при протискивании в узкую щель. Гласные вы- – Нет, одни твердо, другие мягко.
Высказывания учащихся.
1 2 3 4 5 6
пархивают, а вот согласные – пролезают. Нос, губы, зубы устраивают перед согласными звуками баррикады, через которые им надо прорываться. Вот они и прорываются.
Произнесите звуки: [б], [ф], [д], [л], [с]. Что заметили?
Учитель читает стихотворение.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. – Согласные встречают препятствия, их нельзя пропеть. 2. Игра «Помогите почтальону». Фронтальная; словесный метод – рассказ. – На почте всегда производится сортировка писем – распределение по районам, городам. Давайте поможем почтальону доставить письма на улицу Гласных и улицу Согласных. Адресат на конверте указан в виде предмета.
– Вы должны определить первый звук в слове – названии предмета – и доставить письма на улицы.
(Кот, собака, утка, аист, белка, овцы и т. д.) Выделяют первый звук в слове. Индивидуальная. Определение названного звука в слове.
1 2 3 4 5 6
Индивидуальная. Физкультминутка
Учитель называет слова.
– Звук [д]: дом, дым, Дружок, дача, дядя.
– Почему при произнесении пятого слова вы задумались?
– Звук [з]: заяц, замок, зуб, забор, зима. Назовите слово-«ловушку».
– С какими звуками мы играли?
– Назовите их. Выполняют инструкцию учителя: прыгают тогда, когда слышат названный звук.
– Звук [д] звучал мягко.
– Зима, так как звук [з’] – мягкий.
– С согласными. Слышат и называют названный звук в слове. Индивидуальная. Выполнение физкультминутки, четко следуя инструкции
3. Работа со схемами звуков Фронтальная; словесный метод – беседа – Посмотрите на звуковичков. (На доске: схема-звуковичок гласных звуков, башмачки красного цвета, над одним из них поставлен знак ударения; схема-звуковичок согласных звуков, башмачки не закрашены, под башмачками расположены предметные картинки (кит – кот, мак – мяч, сом – семь), слова-названия которых начинаются с согласного звука: в правом столбике – согласные звуки, которые произносятся твердо, в левом – мягко.)
Сравните схемы гласных звуков и согласных.
– Произнесите слова – названия предметов парами. – У гласных звуковичков красные башмачки.
– Кит – кот,
1 2 3 4 5 6
– Что заметили?
– На схемах звуковичков согласных звуков твердость обозначается синим цветом, а мягкость – зеленым. Давайте это обозначим мак – мяч, сом – семь.
– Первый звук в словах первого столбика произносится мягко,
а во втором столбике – твердо.
Выполняют задание Имеют представление об обозначении твердых и мягких согласных звуков на схемах слов V. Итог урока. Рефлексия деятельности Фронтальная, индивидуальная Мы не можем звук увидеть Звук мы можем только слышать,
И не можем в руки взять. А еще его сказать.
– Какие бывают звуки?
– Расскажите, что вы знаете о гласных звуках. – Гласные и согласные.
– Гласные произносятся с помощью голоса, при их произнесении со стороны органов речи не встречаются преграды. Гласные образуют слоги, сколько в слове гласных, Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности Индивидуальная. Проводят внутренний анализ деятельности
1 2 3 4 5 6
– В чем отличие согласных звуков?
– Какими бывают согласные звуки?
– Что понравилось на уроке?
– Что нового узнали? столько и слогов.
– При произнесении этих звуков воздух встречает препятствия.
– Согласные могут быть твердыми и мягкими