Внеклассное мероприятие Этот с картинками вьюги старинный букварь..

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
г. Шахты Ростовской области имени В.И.Алексеева

346536 ул. Паустовского 2а, г.Шахты Ростовской области, тел. (8636)-288-666 e-mail: Talowy@mail.ru











Внеклассное мероприятие для детей среднего и старшего школьного возраста.





Подготовила и провела учитель истории Передера Ирина Викторовна.

Цель: сформировать представление о православных зимних праздниках.
Задачи:
- познакомить учащихся с русским народным календарем, с празднованием на Руси Нового года, Рождества, Крещения, с традициями святочных гаданий;
- воспитание бережного отношения к русской культуре и культурным традициям русского народа;
- повышение культурного уровня учащихся;
- воспитание патриотизма.
Оформление: музыка, слайды на тему зима, святки.
Под звуки музыки ведущие читают стихотворение "Диалог у Новогодней елки" автор Ю.Левитанский.
Что происходит на свете?
А просто зима.
Просто зима, полагаете вы?
Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
В эти уснувшие ранней порою дома.
Что же за всем этим будет?
А будет январь.
Будет январь, вы считаете?
Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
Ведущий1:В традиционном народном календаре зима - не только самое длинное время года, но и самое "богатое" праздниками.
(На экране проецируется слайд с изображением картин зимы)
Ведущий 2: Когда урожай уже убран, а новая страда еще не началась, наступает период развлечений.
"Зима -за морозы, а мужик- за праздник."говорят в народе.
Ведущий 1: Центральное событие зимнего периода - новогодние Святки. С Святками тесно связано празднование Нового года, а потому, не отделяя его скажем: Новый год- не церковный праздник, а гражданский. Начало года праздновалось еще в глубокой древности. Все языческие народы ознаменовали его разными богослужебными обрядами - торжественными приношениями и забавами. Пляска и пиршества следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображением разных божеств, пели и танцевали под музыку; молили богов о ниспослании новых милостей и об отвращении от него всяких бедствий.
В дни солнца - так называлось перенесение этого праздника на 1 января - считалось бесстыдным вести между собой раздоры и распри.
Ведущий 2: У славян, до 1348 года, Новый год начинался 1 марта, а потом, до 1700 года - 1 сентября. В сентябре собирали хлеб с полей и плоды в садах, все веселились, после тягостных трудов, приносили благодарения Богу.
Один немецкий путешественник, бывавший в Москве в конце 17 века, в царствование двух государей Ивана и Петра, описывает встречу Нового года следующим образом:
"На Кремлевской площади сидели оба царя на своих престолах, в драгоценных одеждах; их окружали бояре и народ. Патриарх взошел на возвышенное место, окропил их и все собрание святой водой, дал государям целовать крест и пожелал им долголетия и счастливого царствования. Потом обратился к народу ,поздравил его с Новым годом и просил Божьего благословления во всех добрых делах. Народ отвечал: "Аминь/аминь" (Воистину, воистину). Бояре, сановники и присутствующие иностранцы спешили поздравить царей с Новым годом. По принятии цари возвратились в Кремлевский дворец"
Ведущий 1:С уходом 17 столетия прекратилось празднование царями Нового года среди своего народа.
Обычай поздравлять друг друга с Новым годом появился у нас не ранее 17 века, до сего времени он представлял собой церковный и торжественный обряд для царей, которых наши святители поздравляли всенародно на Красной площади.
С 1700г. Указом Петра 1, Новый год отмечается у нас 1 января. Накануне Нового года, по указу царя, улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начинались всенощные во всех церквях, а поутру- обедни, после которых отправлялось молебное пение при колокольном дворе, с испрашиванием благословления на ново начинавшийся год. В то время, бывшие в Москве, войско выступало строем из разных частей города, и шло с распущенными знамёнами, барабанным боем и воинской музыкой в Кремль. Государь поздравлял всех с Новым годом и сам от народа принимал поздравления. Для народа перед дворцом и триумфальными арками выставлялись угощения и чаны с пивом и вином. Во дворце устраивался великолепный бал и ужин.
Ведущий 2:Вместе с началом Нового гражданского года(1 января) церковь празднует память святого Василия Великого, отчего и сам день в народе известен под именем Васильева дня. С наступления этого дня ходят по домам с поздравлением. В этот же день совершается особенный обряд, который известен под разными именами: авсеня, усения. Большей частью эти слова различаются из-за местного употребления, но нет сомнения, что все они происходят от слова "овес", который имеет главное значение при соблюдении этого древнего народного обряда.
Сущность его состоит в том, что обыкновенно дети поселян, собрались вместе ,ходят по домам сеет зерна овса ,гречихи, ржи и при этом распевают засевальную песню:
Ходит Илья на Василия,
Носит пугу житяную.
Где замахнет, жито растет
Жито, пшеница, всякая пашница.
В поле ядро, а в доме добро.
Другие при засевании зерен приговаривают: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди Боже, жито, пшеницу, всякую пашницу.» В этом обряде большинство наших археологов видят остаток какого-то забытого сельскохозяйственного праздника и этим объясняют, каким образом в засевальную песню на Новый год привнесено нашими предками имя Ильи – пророка – подателя земного плодородия.
Ведущий 1: Какой - же Новый год сегодня проходит без деда Мороза и Снегурочки? У каждого русского человека слова эти ассоциируются с добрыми воспоминаниями о детстве. История возникновения Деда Мороза сложна и интересна. С древних времен почитался образ повелителя холодов, буранов, метелей – Мороза.
Накапливались и приметы – поэтические по форме, стихийно приобретенные. В памятниках фольклора он упоминается и как Мороз, и как Морозко, и как Мороз Морозович. Этот образ, олицетворяющий силы зимы, представлялся людям в виде довольно – таки сурового старика с длинной бородой, с помощью которой он мог закрутить метели, бури, вьюгу и пургу. И подарков он тогда не дарил!
Когда же на Руси была принята новая дата празднования Нового года, в Россию стали проникать европейские обычаи. И образ Мороза изменился. Стал он добрым Дедушкой Морозом, который приносил подарки послушным детям. Основой ему послужил – святой Николай, который в день своего праздника одаривал взрослых и детей. Во многих странах он известен как Санта Клаус. Клаус – искаженная форма имени Николай.
Ведущий 2: Неотъемлемой принадлежностью Нового года считается и ель, но это не совсем так. Ставить елку – это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символом рая – вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь под Рождество и оставлять в течение всех святок.
Ведущий 2: Новый год приходил в обрамлении двух других веселых праздников: Рождества Христова (7 января) и Крещения(19 января)
Две недели от Рождества Христова до Крещения назывались Святками.
Согласно тексту Евангелия от Матфея, в ночь на 7 января в городе Вифлееме на небе зажглась яркая звезда. Волхвы, увидев ее, поняли, что родился Спаситель человечества.
Чтец:
В ту ночь, когда в степи безбрежной,
В душистой юной мгле, в тиши паслись стада,-
Раздался в небесах звук гимна, тихий, нежный,
И в облаках зажглась лучистая звезда.
Хор светлых ангелов, спускаясь по эфиру,
Тем гимном возвестил, что родился Христос.
Что он всему, всему страдающему миру
С собой великое прощение принес
Звезда плыла в ту полночь роковую,
И пастухи за ней в смятенье духа шли,
Их привела она к пещере, в глушь немую,
Где люди Господа рожденного нашли.
С той ночи в небесах, горючая, златая,
Звезда является на небе каждый год
И, сердце трепетом священным зажигая,
К Христу – Спасителю рожденному зовет.
(Л.Чарская «За лучистой звездой»)
Ведущий 1:
Благочистивые и верующие люди готовятся к встрече Рождества Христова строгим и долгим постом, а в канун праздника, называемого Рождественским Сочельником, воздерживаются от пищи до появления на небе первой звезды в память о той, которая указала путь волхвам к новорожденному Спасителю.
Чтец:
И было чудо на земле,
И чудо в небесах:
Как солнце вспыхнуло в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал.
Что родился Христос.
Ведущий 2: Когда на небе всходила Рождественская звезда, то все спешили за праздничный стол. Давайте заглянем в горницу и посмотрим как его готовили.
Сцена «в горнице» (Разыгрывается сценка в ходе которой мать объясняет дочери, как правильно накрыть рождественский стол; и почему скатерть на столе обязательно должна быть белая, почему на столе должен лежать пучок соломы и стоять свеча; как приготовить сочиво)
Ведущий 2:Праздники продолжались 12 дней. 12-священное число. Еще древние египетские звездочеты заметили, что солнце передвигаясь по кругу небесной сферы поочередно находится в одном из 12 созвездий , которые получили название «пояса зодиака».7 января было не случайно выбрано днем начала рождественских праздников- на него приходится конец зимнего солнцестояния. Именно с этого времени солнце начинает все выше и выше подниматься над горизонтом и сильнее разогревать землю. Происходит как бы рождение нового светила. И в этот момент люди старались помочь солнцу. Это желание заключено в многочисленных обрядах Святок.
Ведущий 1:Обрядность Святок- игровая, соединившая в себе и христианские и языческие черты . Например в древней языческой Руси именно в это время люди выполняли большое количество магических обрядов, направленных на то ,чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток. С Рождественского Сочельника наступало время колядок.
Скоморох: Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Будем кругом ходить, коляду заводить.
Коляда, коляда
Всех завет за ворота.
( Звонит в колокольчик)
Сценка. В горнице хозяйка – мать, дочь.
Дочь: а хорошо бы сегодня нарядиться, набелиться.
Мать: Куда тебе наряжаться, ты и так 2 часа от зеркала не отходишь.
Дочь: Так сегодня вечер не простой, а рождественский.
Ряженые придут, весело-то как будет!
Будут пляски плясать, Христа прославлять.
Ряженые (поют хором)
Пришла Коляда накануне Рождества.
Хозяюшка, родна матушка,
Не ленись, подымись. Ты подай пирога.
Как подашь пирога – целый двор живота.
Не подашь пирога – одна куричья нога.
Ряженые (говорят по очереди):
- Что вы нам, хозяюшка, подарите?
- денег мешок или каши горшок?
- кувшин молока или кусок пирога?
- копеечки или конфеточки, тли гривеннички на прянички?
Ряженые (хором):
Открывайте сундучок. Подавайте пятачек!
Хоть печенья, хоть варенья, нам на угощение!
Хозяйка:
Да, попели вы на славу, на потеху, на забаву.
Получай-ка пирожок и бараночки, и конфеточки.
И гривеннички на прянички. (Хозяйка одаривает ряженых)
Ряженые:
Коляда, коляда! Весела да богата!
Сейся, родись жито и пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох, чечевица.
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много- много лет!
Хором:
С Рождеством Христовым Вас!
( Гости, уходя, продолжают петь колядки)
Коляда, коляда. Весела да богата.
Ведущая 1:
Праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Ведущий 2:
После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир – съедали все, чем их одарили односельчане.
Ведущий 1:
Главным святочным обрядом по праву считается гадание, которое до крещения Руси являлось частью языческого богослужения.
Предполагают, что слово гадание, происходит от имени древней богини Счастья – GAD.
Вот как обряды гадания, описаны в произведениях русских писателей.
Чтец:
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль,
Лежит светла, необозрима,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо,
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Чтец:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит зеркало с свечою
Вот красавица одна к зеркалу садится,
С тайной робостью она в зеркало глядится,
Темно в зеркале, кругом мертвое молчанье,
Свечка трепетным огнем чуть лиет сиянье.
Чтец:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги бросали,
Снег пололи под окном; слушали;
Кормили счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой, серьги изумрудны;
Расстилали белый плат и под чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (В.Жуковский «Светлана»)

Ведущий 2:
Большинство гаданий совершалось на второй недели Святок – с 13 по 19 января. Гадали каким будет новый год. Для этого в неглубокую миску наливали воду и говорили:
Ты, вода, не мули, не блажи, не греми.
Через край не лейся.
А как есть – новолетье держи, о грядущем скажи.
Миску выносили в холодные сени или на улицу, а утром смотрели, как замерзла вода:
Лед в гору пойдет – будет добрым год
Лед застынет ровненько – быть жизни прямешенькой,
Лед вымерзнет лункой – лед будет ущербный.
Ведущий 1:
Обычно для гаданий собирались девушки, но на общих посиделках проводились игры – гадания, в которых принимали участие и парни.
(Проводится шуточное гадание.)
Гадание:
На столе лежат предметы: хлеб, зеркало, соль, сахар, нитки с иголкой, нож. Гадающему завязывают глаза и подводят его к столу. Правой рукой он должен взять первый попавшийся предмет.
Если это будет нож – невеста окажется скандальной особой. Если возьмет в руки хлеб, невеста будет богатой, нитки – рукодельницей, соль– вредной, сахар – доброй, зеркало – модницей.
Ведущий 2:
Вечер накануне Крещения( 19 января ) был последним и наиболее эффективным временем для святочных гаданий. Одновременно начинались приготовления к большому христианскому празднику.
Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях, мелом ставили кресты.
Ведущий 1:
В Евангелиях от Матфея и Марка рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещен реке Иордан. Уважительное отношение к воде, вера в ее силу имеют давнюю историю. Люди с древности понимали, что жизнь без воды невозможна, и поэтому приписывали ей магические свойства.
Ведущий 2:
19 января обычно проходил крестный ход к «Иордану»- проруби в виде креста, вырубленной накануне Крещения так, чтобы в ней было дно. Во время молебна дно «Иордана» ломали, воду набирали в сосуды, светили ее и несли в дом. Прямо на реке умывались этой водой. Те, кто в Святки ходили ряжеными раздевались и купались, чтобы смыть с себя личину беса. Крещением заканчивались Святки и святочное веселье.
Чтец:
Так легко, как снежный пух,
Рождества крылатый дух озаряет небеса,
Сводит праздник на леса,
чтоб от неба и земли светы встретиться могли,
Чтоб меж небом и землей,
Загорелся луч иной,
Чтоб от света малых свеч
Длинный луч, как острый меч,
Сердце светом пронизал,
Путь неложный указал.
(А.Блок «Сочельник в лесу»)
Ведущий 1:
В народе сказывают, что в крещенскую ночь, перед утренней службой в церкви, небо открывается, о чем открытому небу помолишься, то сбудется.
Ведущий 2:
Мы желаем Вам, чтобы все ваши желания исполнились.

Список литературы:
А.В.Терещенко, История культуры русского народа. М., Эксмо, 2006г.
Круглый год: Русский земледельческий календарь. М.:Правда,1991.-с.52-90,414-434.
С.В.Максимов «Святки. Рождество Христово. » Дружба народов.1992-№1,с.225.
Гадания. Святочные рассказы. Сост. И.Н.Чугунова. Лениздат,1992,с.424-446
Зимние Святки. Обрядовая поэзия.-М.,Современник,1989.с.37-46








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




«Этот с картингами вьюги
старинный букварь»
Times New Roman