Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»

Акмолинская область
Бурабайский район
средняя школа имени Сакена Сейфуллина
п. Бурабай






Программа элективного курса



«Теория и практика сочинений разных жанров»



11 класс

общественно-гуманитарный профиль










Автор: Цой С.П.
учитель русского языка и литературы








Теория и практика сочинений разных жанров
XI класс
Учитель – Цой С.П.
Программа: авторская Литература:
1. Система обучения сочинениям в 9х-11х Кл. Т.А.
Ладыженская. Изд-е 2-е М., «Просвещение», 1973 г.
2. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей М., «Просвещение», 1977 г.
3. Методические рекомендации
Использование экз. материалов при обучении сочинений на литературные темы Алма-Ата, «Мектеп», 1986 г.
4. Сочинения разрядных жанров в школе. Изд-о «Радяньска школа», Киев, 1973 г.
5. Сочинения на литературные тему в старших классах М., «Просвещение», 1978 г.

























Объяснительная записка
Спецкурс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной и устной речи.
Основные задачи:
Расширение и углубление знаний, которые получают учащиеся на уроках по развитию речи;
Совершенствование навыков связной устной и
письменной речи;
Пробуждение интереса к самостоятельному
литературному творчеству;
Развитие литературно-творческих способностей у
одаренных учащихся.
Предполагается углублять знания, полученные на уроках русского языка и литературы.
Программа курса основывается на методических принципах системы обучения сочинениям.
Всего часов - 34
В неделю-1






















Тема
Кол-во часов
Дата
Примеч.

Тема и основная мысль сочинения
А) Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочин. эпиграф;
Б) Тема и жанр сочинения;
2
1

1



Собирание и систематизация материала для сочинения
1)Простой и сложный план;
2)Тезисы и конспект;
3)Подготовка к докладу
4)Культура оформления рукописи;
5)Библиография. Аннотация;
6)Цитаты и их ссылки;
7)Собирание материала по литературным источникам;
8)Литературные заготовки и записные книжки писателей;
9)Наблюдения и методы фиксации материала для сочинения газетных жанров
А)Репортаж-практика
Б)Интервью-практика
13

1
1
1
1
1
1
1

1

1

2
3



Совершенствование написанного
1)Работа мастеров слова над совершенствованием произведения;
2)Приемы и правки рукописи;
3)Отзыв и рецензия;
6
2

2
2



Сочинения разных жанров
1)Описание научное, деловое, художественное и публичное;
2)Описание местности;
3)Путевые заметки;
4)Портретный очерк;
5)Рассуждение проблемного характера;
6)Сравнительная характеристика, ее особенности;
7)Статья в газету;
8)Рассказ как один из видов повествовательных произведений;
9)Рассказы с необычным построением;
10)Юмористические рассказы, фельетон;
11)Устные рассказы и их особенности.
13
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1



Творческий вечер авторских лучших сочинений
1



Проведение итогов:
А) Выпуск газет;
Б) Вручение удостоверений

1
1



Акмолинская область
Бурабайский район
средняя школа имени Сакена Сейфуллина
п. Бурабай









Сборник
Открытые уроки
Литература












Автор: Цой С.П.
учитель русского языка и литературы















Акмолинская область
Бурабайский район
средняя школа имени Сакена Сейфуллина
п. Бурабай






Открытый урок по литературе в 11 классе



Военная проза.
Б. Васильев
«Завтра была война»












Автор: Цой С.П.
учитель русского языка и литературы











Акмолинская область
Бурабайский район
средняя школа имени Сакена Сейфуллина
п. Бурабай






Открытый урок по литературе в 8 классе



Проблема долга и чести
в повести
А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»










Автор: Цой С.П.
учитель русского языка и литературы














Т е м а у р о к а : Проблема долга и чести в повести
А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Ц е л ь у р о к а :
1.проанализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия;
2.вырабатывать свою точку зрения;
3.помочь понять значение нравственных понятий " д о л г " , " ч е с т ь ".
Н а г л я д н о с т ь :

- портрет А.С.Пушкина;
- иллюстрации.

Э п и г р а ф : Б е р е г и ч е с т ь с м о л о д у .(ребус)

Ход урока :
1.Организационный момент .
- Сегодня на уроке вы узнаете, как раскрывается в повести "Капитанская
дочка" проблема долга и чести.
Эпиграфом нашего урока являются слова, зашифрованные в ребусе .К нему мы
еще вернемся в концу урока.
2. Устное сочинение.
-Составьте микросюжеты, определите их темы.
1 г р у п п а - П.Гринев - Е.Пугачев.
2 г р у п п а - П.Гринев - Швабрин
- С этими героями мы сегодня встретимся.
3. Составление кластера.
-Тема нашего урока "Проблема долга и чести".
Как вы понимаете эти слова ?
Д О Л Г
* Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й
* С Л У Ж Е Б Н Ы Й
* О Б Я З А Н О С Т Ь
П Е Р Е Д Р О Д И Н О Й
Ч Е С Т Ь
* У В А Ж Е Н И Е
* П О Ч Е Т
*Х О Р О Ш А Я Р Е П У Т А Ц И Я
* М О Р А Л Ь Н Ы Е К А Ч Е С Т В А Ч Е Л О В Е К А
4. Анализ текста .
-Через образы каких героев раскрываются эти качества?
(Андрея Петровича ,капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши).
- Что можно сказать об Андрее П. Гриневе ?
(В нем уживались высокие представления о долге и чести и дворянина, презрение к карьеристам, светским повесам, искреннее равнодушие. Он был известен при дворе, пользовался авторитетом).
-Какие качества воспитала в П. мать?
(мягкость, совестливость, чувствительность)
Честный и преданный Савельич.

·-Семья Мироновых: Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, Маша.
(воинский долг коменданта, человеческий долг его жены и дочери)
-Как вы можете оценить поступок Маши?
(Через ее восприятие показан образ императрицы Екатерины 11).
-Мог ли Пушкин показать ее такой доброй и милосердной?
(Гриневу нужно было показать свое освобождение. Маша встретилась с нею
случайно, не во дворце, а во время прогулки. Екатерина II простила невинного человека, худо бедно выполнившего свой долг и не нарушившего присягу.(стр.44).
-Проблема долга и чести раскрывается и через образы Гринева и Швабрина.
Через эти образы автор раскрывает образ Пугачева.
Задание:
- Составить сравнительную характеристику Гринева и Швабрина.
-Что общего и какие различия?
- А что общего?
(Оба офицеры из дворянства, служат Отечеству, любят Машу).
Вывод :
Гринев вызывает наши симпатии честностью, мужеством, верностью долгу. Нам нравятся его гуманные, человеческие отношения, его простота, искренность. Мы восхищаемся его чистой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием. Чего нельзя сказать о Швабрине.
1.Как выполнял свой долг П.Гринев?
-Усвоил ли он взгляд отца на военную службу? Почему?
(Отец отправил " Верхом благополучия он считал службу в гвардии, а
величайшим счастьем - жизнь в Петербурге".
-Стала ли служба его идеалом? А что?
2.Мечтал ли Гринев о подвиге?
Комендант Иван Игнатьевич и П.Бросились за крепостной вал"но обробелый гарнизон не тронулся".
3.По зову ли долга П.Гринев отправлялся в Оренбург?
(нет, освободить М.И)
4.Последняя компания.
-Гринев у Зурина. Почему и как?
"Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы"(стр.39).
Вывод :
Не на путях защиты дворянской чести было суждено Г. проявить свою натуру.
Его захватили и потрясли события, связанные с борьбой за освобождение
любимой девушки и немногочисленные, но запоминающиеся встречи с Пугачевым.
Именно под влиянием встреч с Пугачевым происходят изменения в душе Гринева.
5. Анализ эпиграфа урока.
-Где вы встречали эти слова в тексте?
(зачитать наказ отца Петру перед поездкой на службу). Гринев с достоинством
выдержал испытания и оправдал доверия отца.
6.Творческая работа .
Составить и записать синквейн.
Д О Л Г Ч Е С Т Ь

7.Проверка знаний (тестирование).
8.Викторина
Рабочая тетрадь.Литература.стр.83
9.Домашнее задание:
Написать письмо Швабрину о том, как вы понимаете слова долг и честь.








































Акмолинская область
Бурабайский район
средняя школа имени Сакена Сейфуллина
п. Бурабай






Открытый урок по литературе в 6 классе



А. С. Пушкина
«Станционный
смотритель»










Автор: Цой С.П.
учитель русского языка и литературы















Тема урока: А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Цель урока: познакомить с содержанием повести, её героями
Задача урока:1.Учащиеся смогут анализировать повесть.
2.Учащиеся расскажут о проблеме трагедии Самсона Вырина, о месте образа Дуни в повести.
3.Учащиеся будут работать в паре, группе.

Оборудование урока:
- А.С.Пушкин ,Москва,1968год.
- Портрет А.С. Пушкина
-Иллюстрации к повести "Станционный смотритель"

Побуждение.
1.Станционный смотритель .
Ассоциации к слову. Составление кластера (человек, чиновник, отец)
2.Проверка домашнего задания.
- Притча о блудном сыне (пересказ)
Реализация значения.
1.Вступительное слово учителя. Болдинская осень. "Повести Белкина". Свадьба А.С. Пушкина.
2.Работа над содержанием повести
А). Описание внешности героя.
- Что же случилось с героем?
б) автор-рассказчик Иван Петрович Белкин и его герой-Самсон Вырин чиновник 14-го класса.
- Как характеризует рассказчик станционных смотрителей?
-Серьёзно или с насмешкой рассказчик даёт рассуждение о поговорке "Чин чина почитай" и о том, что будет, если заменить её другой- " Ум ума почитай ?"
в)Самсон Вырин и гусар и гусар Минский.
1.Как вёл себя Минский при повторном появлении Самсона Вырина?
г)Трагедия Самсона Вырина.
1.Как разговривает Самсон Вырин?
2.Как отнесся к щедрости (деньги) гусара Самсон Вырин?
д)Образ Дуни .
1.Как отзывается смотритель о своей дочери при первом разговоре с рассказчиком?
2.Что понравилось в Дуне?
3.Чем вызывала героиня симпатии окружающих?
1.Почему Дуня плакала, уезжая с гусаром?
2.Почему Самсон Вырин не получает от Дуни никаких известий?
3.Докажите,что барыня была его дочерью?
4.Объясните ,почему рассказчик сначала пожалел, а теперь не жалеет ни о поездке, ни о деньгах, потраченных на неё?
в) Самсон Вырин. Трагедия героя.
1.- Чем закончился визит Самсона Вырина к дочери?
2. Уверен ли он ,что судьба дочери благополучна?
3.Как отнесся повествователь (Белкин) к рассказу смотрителя?
4.Чем заканчивается трагедия покинутого отца?
5.Как рассказывает о трагедии мальчик?
Рефлексия.
1.Финал повести. Социальные причины в жизни главного героя конфликта и трагедия. (Рассуждения учащихся в паре, группе)
2.Письменная работа. Внутренний монолог Дуни на могиле отца. (Авторский стул)
3.Домашнее задание. Вопросы из учебника стр.208-209.
4.Оценка за урок.
5.Итог урока.























15