Из опыта работы Организация внеаудиторной работы по иностранному языку


Межкультурная коммуникация в процессе внеаудиторной работы по иностранному языку
Summary. Knowledge of a foreign language is very important in our modern world. A foreign language is not only a means of communication but is a means of search for necessary information. Therefore, it became necessary to look at the process of education in a new way.
Keywords: communication, professional, effective, different kinds of activity, extra auditorium, search for necessary information, dialogue, opportunities, personality, positive changes.
В настоящее время межкультурная коммуникация признается приоритетным направлением и существенным компонентом профессиональной деятельности специалистов.
В системе образования появилась необходимость по - новому взглянуть на процесс обучения, на поиск инновационных путей организации учебно-воспитательной работы, обеспечивающей студентов не только общеобразовательными профессиональными знаниями и умениями, но и опытом межкультурной коммуникации, который необходим специалистам любого профиля для эффективного решения профессиональных и социальных проблем.
Поэтому, в процессе изучения иностранного языка, важным является формирование у студентов интереса к межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация означает процесс обучения и процесс общения, которые представляют собой целенаправленный и мотивированный характер речевой деятельности, наличие определенных взаимоотношений между собеседниками образующими ситуацию общения.
Эффективными в развитии интереса к межкультурной коммуникации у студентов являются разнообразные формы внеаудиторной деятельности.
Внеаудиторная работа по иностранному языку довольно разнообразна. Студентам предлагается чтение, творческие задания, поисковая работа, исследования, связанные с оптимизацией и развитием навыков ведения межкультурного диалога, подготовка презентаций, видеофильмов, материалов и заданий, направленных на знакомство с культурой, проведение праздников, тематических юбилейных вечеров, посвященных национальному празднику или выдающейся личности той или иной страны.
Внеаудиторному чтению отводится важная роль в реализации целей обучения и воспитания учащихся. При внеаудиторном общении осуществляется естественный переход от изучения языка к его использованию в различных речевых ситуациях. Домашние задания позволяют объединить учебную и воспитательную работу.
Особую роль в осуществлении межкультурного общения играет включение в процесс изучения иностранного языка страноведческих материалов, которые способствуют знакомству учащихся с реалиями, с политической и экономической системами страны изучаемого языка, особенностями культуры, образа жизни и мировосприятия нации, представители которой могут стать в будущем деловыми партнёрами.
Поисковая деятельность учащихся показывает, что иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного общения, поиска необходимой информации.
Занятия студентов в клубах иностранного языка открывают возможности исследовательской работы, самообразования, содействует развитию организаторских и творческих способностей, инициативы и активности.
Таким образом, задача формирования способности к межкультурной коммуникации осуществляется в процессе речевого взаимодействия: чтения, аудирования, говорения, письма, как в процессе аудиторных занятий, так и внеаудиторной работы с учащимися.
Межкультурная коммуникация ведет к позитивным личностным изменениям. Она влияет на мировоззрение студента, систему постижения ценностей, самоидентификацию, умение мыслить, дифференцирует его от других студентов, является критерием интеллектуальной личности, определяет автономность в организации своей будущей деятельности, расширяет круг профессиональных возможностей.
Библиографический список
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. / М.: АРКТИ - Глосса, 2000 - 165 с.
2. Иванова О.Ю., Образцов П.И. Профессионально - ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / О.Ю. Иванова, П.И.Образцов - Орел: ОГУ, 2005 – 114с.
3. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б., Формирование у студентов потребности в межкультурном взаимодействии.//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Педагогика и психология». - 2010, №1-с.32-35.
5. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В.В. Сафонова – М.: Высшая школа, Амскорт интернейшнл,1991- 325с.