КТП по литературе 7 класс по УМК Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема Планируемые результаты Виды деятельности, формы работы Творческая,исслед-ая, проектная деятельностьучащихся Формы контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия) Универсальные учебные действия(УУД) 1 Введение. Знакомство сучебником
Познакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений Фронтальная – вступительное слово учителя с элементами беседы.
Индивидуальная – чтение статьи учебника (I ч., с. 3–5).
Фронтальная – беседа по вопросам.
Индивидуальная – выполнение задания 2 (с. 5).
Фронтальная – экскурсия по учебнику (I и II ч.) Беседа, фронтальный опрос
Устное народное творчество (5ч.)
2 Предания Познакомятся с понятием «предание»,с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников.Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий.
Фронтальная – беседа.
Индивидуальная – работа с учебником (чтение статьи, с. 7–8) Индивидуальная и фронтальная проверка
3 Былины и их исполнители Познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами Познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении.
Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий.
Индивидуальная – работа с учебником (чтение статьи, с. 11–15) Беседа, фронтальный опрос
4 Былина «Садко» Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл ученияФронтальная – беседа.
Индивидуальная – выполнение заданий Диалог по теме, рассказ-сообщение на основе музыкальных фрагментов на былинные сюжеты Беседа, фронтальный опрос
(*) Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромеци Соловей-разбойник»
Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать важность и необходимость изучения литературы Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий, работа с текстом по вопросам Подбор материалов о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче Беседа, фронтальный опрос
5 Сочинение по репродукции картиныВ. Васнецова «Три богатыря»
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию Фронтальная – слово учителя с элементами беседы, работа по картине (беседа по вопросам, составление плана сочинения).
Индивидуальная – написание сочинения, редактирование работ Индивидуальная и фронтальная проверка
6 Пословицы и поговорки Познакомятся с произведениями устного народного творчества – пословицами и поговорками Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа.
Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 60).
Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий Сочинение-миниатюра по одной из пословиц Индивидуальная и фронтальная проверка
Древнерусская литература (2ч.)
7 «Повесть временных лет» Познакомятся с понятиями «летопись», «житие» Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Индивидуальная – самостоятельная работа по карточкам, чтение статьи (с. 70–71), выразительное чтение (с. 71).
Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам Творческое задание: составление поучения Беседа, фронтальный опрос
8 «Повестьо Петре и Февронии Муромских» Познакомятся с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – аналитическая беседа, словарная работа Выразительное чтение по ролям Беседа, фронтальный опрос
Русская литература XVIII века (2ч.)
9 Очерк жизниМ. В. Ломоносова(его стихи, реформа языка) Познакомятся с понятием «ода», с композицией произведения, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; анализировать изучаемые объекты.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – беседа с использованием материала учебника, работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия» Беседа, фронтальный опрос
10 Очерк жизниГ. Р. Державина Познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы Фронтальная – рассказ учителя, беседа.
Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий Сообщение оГ. Р. Державине; рассказ о Пушкине-лицеисте Беседа, фронтальный опрос
Русская литература XIX века (24ч.)
11 А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы)Познакомятся с поэмойА. С. Пушкина «Полтава» Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная – чтение отрывка Беседа, фронтальный опрос
12 Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Познакомятся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина, образами Петербургаи Петра I Познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; находить известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, анализировать, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная – чтение отрывка Словесное рисование одного из описываемых в поэме событий Индивидуальная и фронтальная проверка
13 А. С. Пушкин «Песньо вещем Олеге» Познакомятся с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Индивидуальная – работа по карточкам, чтение.
Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа Сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций Беседа, фронтальный опрос
14 А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» Познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике,в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по содержанию прочитанного.Индивидуальная – выполнение заданий Индивидуальноезадание по творчеству Лермонтова (выразительное чтение стихотворений) Беседа, фронтальный опрос
15 Очерк жизниМ. Ю. Лермонтова Познакомятся с произведением М. Ю. Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике,в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по анализу литературного произведения.
Индивидуальная – чтение стихотворений, выполнение заданий по
теории литературы Индивидуальная и фронтальная проверка
16 «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Познакомятся с героями произведения, их речью, поступками, отношением к людям Познавательные: ориентироваться в справочной и критической литературе; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умением произносить монолог; проявлять готовность вести диалог; работать самостоятельно, в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – беседа, выполнение заданий, сравнительная характеристика главных героев.
Индивидуальная – пересказ Подготовка к сочинению по иллюстрации В. Васнецова Беседа, фронтальный опрос
17 Сочинение по иллюстрации В. Васнецова к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли Познавательные: ориентироваться в учебнике, в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию, пользуясь ресурсами Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – слово учителя о художнике, аналитическая беседа с использованием текста, составление плана, подбор цитат.
Индивидуальная – написание сочинения по иллюстрации В. Васнецова Индивидуальная и фронтальная проверка
18 Лирика
М. Ю. Лермонтова. Познакомятся с лирикой поэта М. Ю. Лермонтова,ролью художественных средств Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять структурирование материала.
Регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений (чтение, устное рисование).
Индивидуальная – чтение учебной статьи
(с. 160–162), выполнение задания Индивидуальная и фронтальная проверка
19 Очерк жизни Н. В. Гоголя Повесть «Тарас Бульба». (Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь) Познакомятся с повестьюН. В. Гоголя, главными героями, бытом казаков, их взглядамина жизнь Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике; осуществлять структурирование материала.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ художественного произведения (формулирование ответов на вопросы учителя, выполнение заданий, выборочное чтение) Устный рассказ о Тарасе Бульбе Беседа, фронтальный опрос
20 Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи Получат возможность научиться проводить аналитическую работу с репродукцией картины (И. Е. Репина); научатся находить в художественном тексте материал для характеристики героев Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета Индивидуальная – работа с текстом (выполнение задания).
Фронтальная – беседа по вопросам, комментированное чтение, выполнение заданий по тексту произведения.
Фронтальная/индивиду-альная – рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Индивидуальная и фронтальная проверка
21-22 Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Познакомятся с психологическим обликом героев на основе анализа текста, ролью товарищества и братства запорожцев Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, комментированное чтение, слово учителя, работа с текстом.
Коллективная – викторина Подбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев» Индивидуальная и фронтальная проверка
23 Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы Познакомятся с героями повести Н. В. Гоголя Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Индивидуальная – самостоятельная работа с текстом по заданиям, по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.
Коллективная – обсуждение вопросов.
Фронтальная – слово учителя Индивидуальная и фронтальная проверка
24 Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – слово учителя, составление плана характеристики Тараса Бульбы, обсуждение плана, предложенного учителем.
Коллективная – обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.
Индивидуальная – чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса Написание сочинения по составленномуплану Беседа, фронтальный опрос
25 И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» Познакомятся с рассказом И. С. Тургенева, мастерством писателя в описании природы, портретной характеристики Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – вступительное слово учителя, чтение и обсуждение статьи учебника (с. 238–239), анализ рассказа (словарная работа, беседа по вопросам).
Групповая – выполнение заданий по анализу текста Беседа, фронтальный опрос
26 Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы»
Познакомятся с особенностями стихотворений в прозе, их темамии ролью в нравственном воспитании Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ стихотворений.
Индивидуальная – чтение стихотворений, составление простого плана стихотворения, краткое сообщение Сочинение стихотворения в прозе Индивидуальная и фронтальная проверка
27–28 Н. А. Некрасов «Русские женщины»
Познакомятся с поэмойН. А. Некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, анализ произведения, комментированное чтение Инсценированное чтение отрывка; ознакомление с материалами о восстании декабристов; составление рас
сказа о главной героине Индивидуальная и фронтальная проверка
29 А. К. Толстой. Исторические баллады .Познакомятся с историческими балладами А. К. Толстого, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Индивидуальная – выразительное чтение отрывка из стихотворенияН. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», чтение вступительной статьи(с. 279–280).
Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам Беседа, фронтальный опрос
30 Очерк жизни М. Е. Салтыков-Щедрина Познакомятся с сатирическими сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; структурировать материал.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно строить собственную деятельность.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – слово учителя, работа со статьей учебника (с. 289–290), словарная работа, комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам, выборочное чтение Подготовка к внеклассному чтению (чтение сказки «Дикий помещик»; ответы на вопросы, выполнение заданий) Индивидуальная и фронтальная про-верка(*) Внеклассное чтение.Сказка «Дикий помещик» Познакомятся с сатирической сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: формировать умение произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – рассматривание и описание содержания иллюстраций к сказке, слово учителя, комментированное чтение.
Индивидуальная – пересказ сказки Построение диалога для школьного радио; написание сатирической сказки на сюжет из школьной жизни Индивидуальная и фронтальная про-верка31 Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
Познакомятся с трилогией, главными героями повести «Детство», композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 305–306).
Фронтальная – беседа по вопросам, слово учителя Беседа, фронтальный опрос
32 Главы «Классы», «Детство» из повести Л. Н. Толстого Познакомятся с главой повести «Детство» с целью выявления мотивов и причин поступков героев Познавательные: формулировать ответы на вопросы теста на основе полученных знаний и наблюдений.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, письменно отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – беседа по вопросам, выборочное чтение, комментированное чтение, выполнение заданий Индивидуальная и фронтальная про-верка33 А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» Познакомятся с рассказами А. П. Чехова, главными героями, художественными особенностями (краткость, простота, точность авторского языка) Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам, выполнение заданий.
Групповая – инсценировка рассказа, чтение статьи в учебнике Беседа, фронтальный опрос
34 А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник» Познакомятся с творческой манерой писателя, психологизмом его рассказов, со средствами раскрытия характеров персонажей Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Индивидуальная – тест, чтение статьи (с. 338– 339).
Групповая – чтение рас-сказа по ролям.
Фронтальная – беседа по вопросам, выполнение заданий Подготовка статьи для сатирического альманаха Индивидуальная и фронтальная про-верка(*) Внеклассное чтение. А. П. Чехов. Рас-
сказ «Тоска» Познакомятся с произведением А. П. Чехова, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Фронтальная – беседа по вопросам, рассматривание и описание содержания выставки Описание дома своего раннего детства, своих отношений со взрослыми Индивидуальная и фронтальная про-верка«Край ты мой, родимый край...» 1ч.
35 Стихотворения о природе
Познакомятся со стихотворениями поэтов, поэтичностью языка, эпитетами,метафорами, сравнениями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, аналитический анализ стихотворений, выполнений заданий.
Индивидуальная – чтение статьи учебника (с. 341–342), сообщение о В. А. Жуковском, чтение стихотворений Написание сочинения поодному из стихотворений; выполнение рисунка к стихотворениям Индивидуальная и фронтальная про-веркаРусская литература XX века (19ч.)
36 И. А. Бунин «Цифры» Познакомятся с детством писателя, влиянием природы и общения с крестьянами на становление личности писателя Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и самостоятельно; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, выполнениезаданий, аналитическая беседа.
Индивидуальная – чтение статьи в учебнике (II ч., с. 3–5) Написание от-зыва орассказе И. А. Бунина (по выбору) Беседа, фронтальный опрос
37-38 Биографическая повесть «Детство» А. М. Горького Познакомятся с повестьюА. М. Горького, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и аргументировать свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – беседа по вопросам, слово учителя.
Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий.
Индивидуальная – работа по карточкам.
Групповая – чтение по ролям Индивидуальная и фронтальная про-верка39-40 Характеристика героев повести «Детство». Сочинение. Познакомятся с мастерствомписателя в создании портретных характеристик, научатся определять роль деталей в них Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы и класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – беседа по вопросам, выполнение заданий, составление плана к сочинению по выбранной теме.
Индивидуальная – пере-
сказ, тест, написание сочинения Инсценирование сцены (по выбору); подбор материала к сочинению Беседа, фронтальный опрос
41 Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»
Познакомятся с содержанием легенды, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета; понимать проблему; структурировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, анализ художественного произведения.
Индивидуальная – выполнение заданий, выразительное чтение отрывка Индивидуальная и фронтальная проверка
(*) Внеклассное чтение. Рассказ «Мать изменника» из «Сказок обИталии»М. Горького Познакомятся с произведением М. Горького, характеристикой главных героев Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Индивидуальная – работа по карточкам, пересказ рассказа.
Фронтальная – беседа по вопросам Беседа, фронтальный опрос
42 Л. Н. Андреев«Кусака» Познакомятся с биографией Л. Н. Андреева, главными героями, композицией, художественными особенностями рассказа «Кусака» Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 91–92), выборочное чтение Групповая работа: составление выборочного пере-сказа; подготовка диалога; написание отзыва о рассказе; выполнение иллюстраций к рассказу Беседа, фронтальный опрос
43 В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение..»Познакомятся с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями стихотворения «Необычайное приключение...» Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа, анализ стихотворения.
Индивидуальная – чтение биографии поэта (с. 102–103), статьи (с. 103–107), тест Индивидуальная и фронтальная про-верка44 Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Познакомятся с темой, основной идеей произведения, точностью и образностью языка, емкостью эпитетов и сравнений Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – беседа по вопросам, устное рисование Написание мини-сочинения Беседа, фронтальный опрос
45 А. П. Платонов «Юшка»
Познакомятся с героями произведенияА. П. Платонова, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, анализ текста, беседа.
Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 116–117), тест Индивидуальная и фронтальная про-верка46-47 А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Познакомятся с автобиографическими фактами, отраженными
в рассказе Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам Индивидуальная и фронтальная про-верка48 Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...» Познакомятся с произведениями Б. Л. Пастернака, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 143–144) Беседа, фронтальный опрос
49 Поэзия А. Т. Твардовский. Познакомятся со стихо-творениями А. Т. Твардовского, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: выразительно читать стихотворения; вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений.
Индивидуальная – чтение статей (с. 150–151), стихотворений Подготовка и написание уст-ного сочинения по стихотво-
рениюА. Т. Твардовского (по выбору) Беседа, фронтальный опрос
(*) Внеклассное чтение.
Поэзия А. Т. Твардовского Познакомятся с поэзиейА. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений о войне, чтение интервью с участником Великой Отечественной войны Индивидуальная и фронтальная про-верка50 Ф. А. Абрамов «О чемплачутлошади» Познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по тексту рассказа Беседа, фронтальный опрос
51 Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» Познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Индивидуальная – чтение учебной статьи (с. 174–176), выполнение заданий, тест, чтение рассказа.
Фронтальная – аналитическая беседа Составление краткого рассказа-справки о Казакове для энциклопедии, используя материал учебника
(с. 180–181) Беседа, фронтальный опрос
52 Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» Познакомятся с биографией писателя, с мастерством писателя в изображении природы, в раскрытии психологических персонажей Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Индивидуальная – тест, чтение рассказа, выполнение заданий.
Фронтальная – беседа по вопросам.
Групповая – чтение по ролям Написание со-чинения по рас-
сказу
Ю. П. Казакова «Тихое утро»
(характеристика мальчиков) Беседа, фронтальный опрос
53 Р/р Сочинение «Яшка – верный товарищ»
Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, составление плана сочинения.
Индивидуальная – написание сочинения Подготовка ответа на вопрос (ис-пользуя посло-вицы,с. 201): как вы вели себя в трудных ситуациях? Индивидуальная и фронтальная про-верка54 Д. С. Лихачев «Земля родная»
Познакомятся с произведением Д. С. Лихачева, главными героями, композицией, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе Фронтальная – беседа, слово учителя, комментированное чтение Групповая работа: подготовкасообщения с использованием советовД. С. Лихачева; формулировка манифеста Беседа, фронтальный опрос
Писатели улыбаются (1ч.)
65 М. М. Зощенко. Рассказ «Беда» Познакомятся с творчеством писателя, сатирической направленностью рассказа, главными героями, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы Фронтальная – слово учителя, беседа, словарная работа.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 211–213) Чтение по ролям эпизода (по выбору) Индивидуальная и фронтальная про-верка«Тихая моя Родина» (2ч.)
56-57 Стихотворения русских поэтов ХХ векао природе.
Познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к предмету Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения.
Индивидуальная – выразительное чтение стихотворения По рядам:выучитьнаизустьстихотворения
С. Есенина, Н. Заболоцкого,Н. Рубцова; выполнить иллюстрации о природе Беседа, фронтальный опрос
Песни на стихи поэтов XX века (1ч)
58 И. Гофф, Б. Окуджава, А. Вертинский Познакомятся с творчеством А. Вертинского, И. Гоффа, Б. Окуджавы, художественными особенностями произведений Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная – сообщения о жизни и творчестве писателей, выразительное чтение стихотворений Индивидуальная и фронтальная про-веркаИз литературы народов России (1ч.)
59 Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...», Познакомятся с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенностями творчества поэта Познавательные: осуществлять логические операции; структурировать материал.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: осознавать эстетическую ценность литературы народов России; проявлять чувство любви к многонациональному Отечеству, познавательный интерес к изучению литературы Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.
Индивидуальная – чтение вступительной статьи (с. 238–239), чтение стихотворений Беседа, фронтальный опрос
(*) Внеклас-
сное чтение. Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне. Поэзия участников войны Познакомятся с произведениями о защитниках нашей Родины Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – слово учителя, беседа.
Индивидуальная – сообщения учащихся о песнях военных лет, о памятниках архитектуры и искусства, посвященных военной тематике, обзор выставки книг библиотекарем Индивидуальная и фронтальная про-веркаЗарубежная литература (6ч.)
60 Роберт Бернс «Честная бедность»
Познакомятся с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная – составление плана учебной статьи (с. 241–242), чтение стихотворений Беседа, фронтальный опрос
61 Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» Познакомятся с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения, выполнение заданий.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 246), чтение стихотворения Индивидуальная и фронтальная про-верка62 Японские трехстишия Познакомятся с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики Индивидуальная – формулирование ответов на контрольные вопросы, рассматривание иллюстраций, чтение хокку, составление плана ответа о биографии Мацуо Басе.
Фронтальная – работа по статье Д. С. Лихачева Написание хокку о родной природе или своих отношениях с друзьями Индивидуальная и фронтальная про-верка63 О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» Познакомятся с биографией писателя, его произведениями, художественными особенностями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – вступительное слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 255), выполнение заданий, пересказ от лица одного из героев.
Групповая – инсценированное чтение Индивидуальная и фронтальная про-верка64 Р. Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы» Познакомятся с произведениями научно-фантастической литературы, основной идеей рассказа Р. БрэдбериПознавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.
Индивидуальная – чтение статьи (с. 264–265) Индивидуальная и фронтальная про-верка(*) Внеклас-
сное чтение. Л. Пиранделло. Рассказ«Черепаха» Познакомятся с творчеством Л. Пиранделло, композицией, художественными особенностями его рассказа Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета Фронтальная – анализ текста, комментированное чтение Составление отзыва на самостоятельно прочитанный рассказ (по выбору) Беседа, фронтальный опрос
65 В гостях у книги (библиотечный урок) Получат возможность научиться внимательно и вдумчиво читать, владеть особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа.
Индивидуальная – чтение отрывков из изученных произведений, написание сочинения-миниатюры по плану Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом Индивидуальная и фронтальная про-верка(*) Внеклас-
сное чтение. Путешествие по страницам изученных произведений Получат возможность научиться применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, работать со справочной литературой; научатся работать в команде Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.
Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета Коллективная – разгадывание кроссворда.
Фронтальная – определение жанра изученного произведения, писателя, написавшего его, героя, работа со справочной литературой Беседа, фронтальный опрос
66-68 Резерв