Доклад на тему Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку


СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Доклад на тему:Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку
Автор:
преподаватель иностранного языка
Ветрова Е. В.
Общеизвестно, что основными организационными принципами самостоятельной работы по иностранному языку являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, принцип связи самостоятельной работы с учебными занятиями.
Рассмотрим данные принципы подробнее. Принцип добровольности заключается в добровольном включении обучающихся в самостоятельную работу. Этот принцип имеет свою особенность: студент, который сам определил свое участие в том или другом виде внеаудиторной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение иностранного языка. Очевидно, данное обязательство потребует от него дополнительных усилий. Своим студентам я предлагаю различные темы для выполнения самостоятельной работы, например, «Англоязычные страны», а именно – «США и Австралия». Обучающиеся добровольно выбирают себе форму работы по данной теме. Часть студентов занимаются сбором материала и составлением докладов, другая часть работает над презентациями по теме.
Принцип массовости предусматривает активное участие во внеаудиторных мероприятиях наибольшего количества обучающихся с разным уровнем владения иностранным языком. Поэтому я применяю его в работе над внеклассными мероприятиями, такими как «Неделя иностранного языка».
Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет личного опыта, интересов, наклонностей, мировоззрения, статуса личности обучающегося в коллективе, его эмоционально-чувственной сферы в контексте деятельности. Например, один из моих студентов, увлеченный техникой, самостоятельно подошел к выбору темы доклада на тему «Автомобильная компания Форд» и с удовольствием над ним работал. Другая обучающаяся сделала презентацию под названием «Животный мир Австралии». Студентка любит животных, поэтому презентация получилась познавательной и увлекательной.
Принцип связи самостоятельной работы с учебными занятиями, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей самостоятельных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются в самостоятельной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по иностранному языку.
Самостоятельная работа базируется на владении обучающимися привычками и умениями, приобретенными на занятиях иностранного языка. Следовательно, очень важно, чтобы обучающиеся наиболее полно применяли данные привычки и умения во время самостоятельной работы. Вместе с тем я вижу, как самостоятельная работа положительно влияет на учебную деятельность обучающихся по иностранному языку.
Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания. Я стараюсь, чтобы самостоятельная работа по иностранному языку воспитывала искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране изучаемого языка. Этот гражданин должен быть честным, порядочным, принимать людей, с которыми общается, уважать и понимать иностранный язык. На внеаудиторных мероприятиях я стараюсь прививать студентам любовь к прекрасному, обучаю их исполнять песни на иностранном языке, слушать и понимать музыку, грамотно оформлять альбомы, стенгазеты. Так, один из моих студентов, выполняя очередной самостоятельный проект, собрал познавательный материал об американском певце Элвисе Пресли. На уроке студенты слушали доклад об этом удивительном певце под набор музыкальных композиций, который студент также подготовил самостоятельно.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, оказывающих содействие эффективному достижению поставленных задач. Данный принцип имеет связь с содержанием учебным материалом, который может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера. К примеру, в этом году у меня был открытый урок-викторина на тему «Знаете ли вы Великобританию?». Обучающиеся самостоятельно выбирали темы своих выступлений и с увлечением рассказывали их перед аудиторией. В конце урока ими успешно был пройден тест, благодаря знаниям, полученным вследствие самостоятельной работы по теме «Великобритания».
Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у студентов самодеятельности и инициативы в работе. Именно в самостоятельной работе я даю обучающимся возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешаю делать все, что касается подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом.
Я считаю, что самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позицией каждого студента. Стараясь побудить своих студентов к тому, чтобы они сами выбирали тематику и формы внеаудиторного общения, я стремлюсь задать тон, а выбор тем, материала всегда остается за студентами.
Таким образом, все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.