Рабочая программа элективного курса по русскому языку Подготовка к ЕГЭ Теория и практика написания сочинений 11 класс

МБОУ « Краснознаменская СОШ»
Москаленского муниципального района
Омской области








Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для 11 класса
«Подготовка к ЕГЭ.
Теория и практика написания сочинений»





Учитель: Жукова Г.П.








2014 год



1. Пояснительная записка
Элективный курс “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений ” предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям выпускного и вступительного экзамена.
В результате изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ.Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.






Тематическое планирование
Раздел
Количество часов
Основные виды деятельности

Раздел 1.Ввведение.
1
Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.
16
Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе.

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения
17
Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.


3. Содержание программы элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений разных жанров»
I. Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи элективного курса “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
II. Теория и практика написания эссе. (16 ч)
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.







Календарно-тематическое планирование



Тема занятия
Вид занятия
Коли
чество часов
Виды
самостоятельной работы
Дата проведения






План
Факт

Раздел 1.Ввведение.

1
Особенности выпускного сочинения в 2015 году
Урок формирования новых знаний
1






Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2
Структура, план, признаки эссе.
Урок формирования новых знаний
1
Написание литературно-критического эссе



3
Классификация эссе
Урок формирования новых знаний
1
Написание личностного эссе в форме письма



4
Требования к написанию выпускного эссе.
Урок формирования новых знаний
1
Подбор художественного материала к тематическим направлениям



5
Критерии оценивания эссе
Урок формирования новых знаний
1
Подбор художественного материала к тематическим направлениям



6-7
Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Недаром помнит вся Россия»
Практикум
2
Аргументация по тематическому направлению



8-10
Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»
Практикум
3
Аргументация по тематическому направлению



11-13
Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
Практикум
3
Аргументация по тематическому направлению



14-15
Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Спор поколений: вместе и врозь»
Практикум
2
Аргументация по тематическому направлению



16-17
Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению «Чем люди живы?»
Практикум
2
Аргументация по тематическому направлению




Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

18-19
Особенности написания сочинения-рассуждения.
Тезис. Проблема. Аргументы.
Практикум
2
Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.



20
Варианты вступительной части.
Урок формирования новых знаний
1
Написание вступительной части



21
Схема основной части сочинения-рассуждения.
Урок формирования новых знаний
1
Написание основной части



22
Варианты заключительной части.
Урок формирования новых знаний
1
Написание заключительной части



23-24
Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.
Комбинирован
ный урок
2
Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.



25-26
Аргументация собственного мнения
Практикум
2
Подбор тематических аргументов



27
Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинирован
ный урок
1
Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.




28
Понимание и интерпретация содержания исходного текста.
Практикум
1
Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.



29-33
Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.
Практикум
4
Контрольная работа.




34
Анализ сочинения
Практикум
1
Оценивание своего сочинения-рассуждения.
















5. Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

6. Список литературы
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.
4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007

7. Материал для практикумов
Задание 1.
(1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт.
Какое предложение должно быть первым?
1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений.
2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований.
3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа.
4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.

Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Следовательно,
2) Тем не менее
3) Между тем
4) Дело в том, что
Задание 2.
(1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции.
(З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно.
Какое предложение должно быть первым?
1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает.
2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов.
3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе.
4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты.
Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?
1) Следовательно, 2) Однако
3) Иными словами, 4) Кроме того,

Задание № 3
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»?
1) 8 2) 2 3) 13 4) 26
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24?
1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение
Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 1 2) 12 3) 13 4) 24

Задание № 4.
Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).»
Список терминов:
1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония
4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы
7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения
9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм

Задание № 5
(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.
(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя.
(7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.
(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.
(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.
(По В. Пекелису)

Какое суждение противоречит позиции автора текста?
1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя.
2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда.
3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве.
4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью.
Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование
Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)?
1) проницательный, вдумчивый
2) сообразительный, догадливый
3) абстрактный, отвлечённый
4) рассудительный, благоразумный


Задание № 6
Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).»
Список терминов:
1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение
4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция
8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание



Заголовок 1 Заголовок 315