Выступление на методическом совете школы


«Критериальное оценивание
в основе новых образовательных стандартов»
выступление на метод.советеподготовила Сергеева Н.В.
06.01.16 г.
Оценивание один из важнейщих критериев диагностики в школе. Современная система оценивания (5-бальная) не отражает в полной мере умения учащихся.зачастую разница междлу «3» и «5» лишь в количестве выученного наизусть материала, но не в умении его применить.
Новый ГОСО, утв. Правительством РК в 2012 г. предусматривает ориентацию на «…деятельностный, интерактивный характер образования, позволяющий переориентировать обучение на освоение способов самостоятельного добывания и применения знаний». На протяжении последних 10 лет мы обращаемся к формированию различных компетенций учащихся, пытаемся научить их самостоятельно добывать и применять, полученные знания. Но дети к этому не стремятся. Они не видят перспективы своего развития, не понимают как это отражается в их итоговом оценивании.
А веди система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи. В основе современного подхода к оцениванию, отраженного в ГОСО, лежит формативное и суммативное оценивание на основе критериев.
Система оценивания – это не только выставленные нами отметки, конрольные и самостоятельные работы, которые мы проводим. Это сложный механизм взаимосвязи педагогов, учеников и родителей.
Это естественный механизм саморегуляции, призванный научить ребенка самостоятельно следить/ регулировать свои успехи. Этому можно научить и можно научиться. Необходимо лишь соблюдать ряд условий. Ребенку необходимо знать как должна выглядеть идеальная работа, при каких условиях (по каким критериям, как) её будут оценивать.
Именно критерии позволяют ребенку и учителю увидеть разницу между предыдущей и выполненной сейчас работой. Мы привыкли сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей. А этого делать нельзя. Сравнивать можно только достижения одного ребенка между собой. Только при таком подходе мы сможем научить ученика видеть свои успехи и неудачи, учиться их исправлять. При грамотно составленной системе оценивания учащийся может самостоятельно оценить свою работу, проанализировать её и выстроить линию исправления ошибок для достижения лучшего результата.
В методическом пособии, разработанном национальной академией образования им Ы.Алтынсарина, «Критериальное оценивание трактуется как процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся». Данное методическое пособие раскрывает секреты успешного составления и использования критериев, основываясь на требованиях к их составлению, принципах работы с ними. Данное пособие вы можете найти на сайте nao.kz
Что же такое критериальное оценивание, из чего складывается полученная отметка? Из оценки каждого отдельно взятого параметра/условия/критерия. Именно они отражают достижения ученика в отдельном направлении. Один ученик лучше по 1критерии, а другой по 4. Как и любая система, оценивание имеет ряд требований. При соблюдении которых ваша деятельность и деятельность ваших учеников станет успешной. С этими требованиями вы можете ознакомиться в раздаточном материале.
Подробно изучив требования к системе оценивания вам необходимо разработать/создать бланк оценки каждого задания. В первую очередь, необходимо сформулировать самые важные критерии по котрым вы будете оценивать работу. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности ,и в равной степени учитывать:
-достижение заявленной цели;
-качество выполнения работы;
-качество процесса выполнения работы;
-содержание;
-сложность задания.
Выбрать школу оценивания, она может быть совершенно различной. Далее следует описать каждый параметр/критерии в соответствии с выбранной шкалой так, чтобы ученикам было понятно, чего от них хотят.
Оценивания каждую работу, необходимо оценивать каждый параметр. Общая сумма, выставленных/полученных баллов и является итоговой отметкой. Таким образом ребенку понятно что он получил и почему.
Расшифровывая свою работу, с помощью предложенных вами показателей, ученик видит что у него получилось хорошо, и на что следует обратить большее внимание.
Н-р. Вам необходимо оценить проект, подготовленный учащимися. Одним из критериев вы выдвигаете: планирование и достижение цели данный критерий вы расписываете по выбранной вами шкале. Лучше начинать с высшего балла, постепенно опускаясь вниз. Тогда каждый учащийся сможет получить балл по данному критерию.
Очень важный условием критериального оценивания является – общественный договор. Учащиеся должны изначально знать по каким критериям, в какие сроки и как оцениваются работы. Необходимо помнить о том, что у детей есть свое мнение. Его необходимо учитывать. Т.е. в начале четверти, темы вы сообщаете детям о проводимых работах, их форме и критериях оценивания. Это дает возможность учащимся более тщательно подготовиться к данной работе.
Еще одним из важнейших условий является то, что система оценивания по группе предметов(гуманитарные, технические, биологические, эстетические…) должна быть одинаковой. Для этого педагогам данного направления необходимо обсудить и договориться о единых требованиям к работам, которые в данном направлении схожи . Н-р, оформление докладов, рефератов, выполнении контрольных работ по данным предметам. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Одни и те же критерии не могут в одинаковой степени оценить работу четвероклассника и девятиклассника.
Очень важно, чтобы все баллы начинались с нуля. Это дает возможность оценить даже самую «плохую», с нашей точки зрения, работу.
При критериальном оценивании отпадает необходимость сравнения детей между собой, а следовательно ребенку легче учиться. Потому что, его достижения сравниваются только с его же достижениями.
Такой подход дает возможность сохранить здоровье как учеников, так и учителей.
В раздаточном материале вы можете так же найти перечень источников, которыми можно воспользоваться для более подробного знакомства с данной темой.
Использованная литература.
galeeva-n@yandex.ru
«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся» методическое пособие. Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина«Правила критериального оценивания» Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина3. Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
«Критериальное оценивание в основе новых образовательных стандартов»
(выступление на методическом совете школы)
Подготовила:
учитель начальных классов
КГУ «ОШ И№ 61»
Сергеева Н.В.
Алматы, 2016 г.