Выступление на методическом Совете школы

«Концепция формирования компетенций современного подхода в условиях перехода к стандартам нового поколения»
Слайд 1
Сегодня уже все знают, что в образовании грядут серьезные перемены, связанные с внедрением новых образовательных стандартов. Судя по задумке, стандарт будет и концептуально, и методологически, и технологически существенно отличаться от предыдущего поколения стандартов.
Слайд 2
Я уже много лет работаю учителем начальных классов и понимаю, что именно от учителей начальной школы зависит то, как сделать, чтобы уровень присвоения стандартов учителями был достаточен для того, чтобы его не исказить и не свести на нет. На сегодняшний день привычная работа учителя заключалась в том, что он заходит в класс, проверяет домашнее задание, после этого объявляет тему урока и начинает говорить. Но мы часто забываем, что 9 лет в основной школе и 11 лет в полной средней школе – это не для учителя, это для ученика, чтобы он сформировал себя и развил себя как личность.
Слайд 3
Поэтому стандарт второго поколения ориентирован на развитие личности ребенка, основан на деятельном подходе. А значит нам, педагогам, уже сейчас нужно серьезно по работать над технологиями этого подхода. Ведь младший школьник, особенно в самом начале своего пути, - счастливый человек. В это время впервые полностью удовлетворяется его стремление быть взрослым. Ребенок становится интересен взрослому миру как носитель новой социальной роли – ученик. В то же время жизнь его коренным образом меняется, он вынужден отказаться от любимых занятий быть самостоятельным, ответственным, управлять собой, преодолевать усталость и скуку. Значит наша главная задача – помочь ребенку сохранить ощущение счастья и своей значимости, не разочароваться под влиянием меняющихся обстоятельств.
Слайд 4
После того, как в мы приняли участие в обсуждении разработанных материалов по проекту «Разработка и апробация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», организованном МО и Н РТ, участвовали в работе телеконференции «Новый стандарт общего образования», организованной Российской академией наук, я пришла к выводу, что в основу стандарта второго поколения положен переход от «догоняющей» к «опережающей» модели российского образования, модели, основанной на компетентностной образовательной парадигмы.
Слайд 5
Конечно же, разработчики базисного образовательного плана исходили из возрастных возможностей детей пяти с половиной – десяти лет.
Первое и главное: что дети могут и каковы особенности их восприятия. Мы хорошо знаем, что дети этого возраста воспринимают мир целостно, не разделяя его на физику, химию и астрономию. Дифференциация процессов, которые происходят вокруг них, появляется у детей лишь с 13 лет. Поэтому первое заседания методического объединения учителей начальных классов нашей школы, посвященные вопросу внедрения стандарта второго поколения, прошло только после того как учителя самостоятельно познакомились с имеющимися материалами как на сайте МО и Н РТ, так и сайтах МО и РФ и РАО, изучили примерные программы по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Обсуждение оказалось бурным. Ведь главный ориентир – это традиции российской начальной школы, закладывающий фундамент для всего последующего обучения как в содержательном плане, так и в плане освоения универсальных учебных действий, которые помогут учащимся в последующем изучать любой предмет.
Слайд 6
Это те самые предметные навыки, которые должны формироваться и закладываться в начальном образовании, тем более что это действительно очень благоприятный момент совместной работы учителя и ребёнка.
Слайд 7
На расширенном заседании методического Совета школы в апреле состоялось обсуждение проектов базисного образовательного плана. Его структура должна быть максимально ориентирована на интегрированные предметы, для того чтобы вписаться в особенности восприятия детей начальной школы. Кроме того, нужно дать ребенку инструмент под названием «чтение» и «письмо». Обучение грамоте, начальным представлениям о русском языке, интегрированный курс математики (никакой алгебры и геометрии по отдельности, естественно не будет). Ребенка надо научить считать, чтобы он дальше осваивал математику. Но мы не можем дать ему никакие систематические курсы по отдельным предметам – это было бы смешно. Нужно рассказать ребенку о том, какая природа его окружает и в каком обществе он живет. Конечно, необходим блок искусства, потому что в этом возрасте закладываются основы эстетического развития. Невозможно обойтись так же без физической культуры и предмета, который побуждал бы ребенка работать руками.
Слайд 8
В рамках подготовки школы к участию в эксперименте по апробации стандартов второго поколения был проведен «круглый стол» по обсуждению проекта «Общая характеристика результатов начального образования», на котором приняли участие не только учителя начальных классов, но руководители школьных проблемных групп учителей гуманитарного и естественно-математического циклов.
Была определена миссия начальной школы, которая будет заключаться в следующем: начальная школа способствует воспитанию нравственности у младших школьников; обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. И решающую роль ее успешной реализации принадлежит учителям начальных классов.
Слайд 9
От того, какую позицию они займут в образовательном процессе, сумеют ли организовать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка знаниями, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать свою квалификацию, зависит очень многое. Поэтому большая роль будет отводиться тому, какие способы и особенности организации образовательного процесса выберет учитель.
Повышенное внимание в планируемых результатах необходимо уделить учебным моделям, учитывающим возрастную специфику. Так, например, в математике предполагается, что дети научатся активно работать с предметными моделями чисел, арифметических действий, геометрических тел и фигур. Работая индивидуально и совместно, они будут раскрашивать поверхности геометрических тел, получать отпечатки их вершин, граней, ребер, сечений, делать двухмерные развертки объемных тел и на этой основе получат начальные представления о планиметрии, заложат базу для формирования пространственного мышления.
Важным мне видится и интегрированный подход к обучению, предполагающий активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. К примеру, если на уроках русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира.

Слайд 10
Одним из активных инструментов учебно-познавательной деятельности, я считаю, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ мы можем использовать для формирования привычных навыков работы с информацией. Дети активно начинают осваивать ИКТ - средства, приобретают навыки работы с различными мультимедийными источниками, с Интернетом.
Вся эта деятельность требует не только привычной нам методической подготовки, но и повышения квалификации и даже переподготовки.
На заседании школьного методического объединения обсуждались новинки методической литературы, связанной с обучением и воспитанием младших школьников в условиях перехода к стандартам второго поколения. Это книга «Организация воспитания младших школьников», автор кандидат педагогических наук Валентина Макарова предлагает систему занятий, направленных на воспитание самостоятельности и умения жить в обществе, сохраняя при этом свою индивидуальность. Пособие для учителя «Младший школьник, развитие познавательных способностей» авторов И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой дает учителям возможность знания по психологии и применить их в своей практике.
В новом учебном году мы продолжаем работу по уже апробированным и хорошо знакомым УМК.
Слайд 11
Отрадно, что издательство «Просвещение» продолжает работу над новым комплектом для начальной школы «Перспектива». Учебные пособия комплекта разрабатываются в соответствии с требованиями стандарта общего образования второго поколения и ориентированы на создание у ребенка целостной картины мира, гармоничное развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Разработкой учебных пособий комплекта занимается коллектив ученых и педагогов Российской академии наук. В создании «Перспективы» участвуют Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Г.В. Дорофеев, М.Ю.Новицкая, Т.Н. Миракова, Н.И. Роговцева и другие авторы.
Слайд 12
Нас ждет очень непростая работа, связанная с переходом из привычной «знаниевой» парадигмы, в которой мы пока еще пребываем, в деятельную парадигму. Уже в этом учебном году все три первых класса нашей школы переходят на образовательные стандарты второго поколения. Это дает нам возможность существенно пересмотреть привычные нам формы и методы работы. Хочется надеяться, что во Всероссийский год Учителя роль школьного учителя заметно возрастет.



15