Конспект урока обучения грамоте на тему Разделительные твёрдый и мягкий знаки.


План-конспект урока обучения грамоте
1 класс
Подготовила учитель МКОУ «СОШ №3» г. Поворино Воронежской области
Фетисова Лидия Карловна
Тема: Разделительные ъ и ь знаки.
Цель: Показать разделительную функцию ъ и ь знаков. Подготовить к знакомству с орфограммой «правописание ъ и ь»
УУД: Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе.
Регулятивные –выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя.
Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.
Коммуникативные– воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности
- Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении?
-А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?
-Сегодня у вас появится такая возможность!
II. Введение в тему
Учитель загадывает загадки и показывает предметные картинки с изображением ъ и ь
Знаем, есть и въезд и съезд,
Есть подъём, и есть подъезд,
Нам без них нельзя никак,
Очень важен... (твердый знак)
Чем оканчиваются день и ночь?
Ответ: Мягким знаком.
- Чем похожи эти буквы? - Какие звуки они обозначают? Какую роль играют эти буквы? Для чего они нужны в русском языке?
III. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?
(читать и писать слова с разделительным Ь и Ъ)
-А какая тема урока? Как вы думаете, какой вариант будет более точным?
Мягкий знак.
Твёрдый знак.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак.
Новая работа мягкого и твёрдого знака.
IV. Работа над темой урока.
1. Исследуем работу этих букв. С. 102
Прочитайте название темы урока в учебнике.
А какую тему назвали вы?
- Как вы думаете, почему разделительные?
2. Исследуем, как зависит произношение букв е, ё, ю, я от их места в слове?
Пе-пье
ля-лья
лю–лью
ди-дьи
лё-льё
- Чем отличаются слоги в столбике слева от столбиков справа? (подчеркнуть ь)
- С какими буквами стоят е, ё, и, ю, я в первом столбике? Во втором?
- Как произносятся слоги слева и справа? Чтение слогов парами. Вывод: Гласные и согласные звуки сливаются слева. А справа эти звуки будто кто-то разделяет. Откуда появился новый звук?
- Почему такая разница в произношении?
Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
3. Посмотрим, что ещё меняется в словах, если вставить ь знак.
Перо – Пьеро
Коля – колья
солю – солью
суди – судьи
полёт – польёт
- Прочитаем слова парами в следующем столбике. Что изменилось? (смысл)
- Почему изменился смысл? (подчеркнуть ь)
-Как объяснить, что два слова записали с большой буквы?
III.Гимнастика для пальцев:
Покажем виновника пальцами (изображение ъ и ь знаков)
1. Печатание букв Б, Ъ, Ь. с. 102
- Какой порядок букв в строке? Какая буква лишняя? Почему её взяли для печатания?
2. Понаблюдаем за произношением слов последних столбиках.
- Рассмотрите слова, что общего в них? (езд)
- Чем замечательны слова последнего столбика? ( подчеркнутьЪ)
- Как влияет Ъ знак на произношение слов? (чтение слов 3, 4 столбика)
- Что вы заметили в произношении? Сколько звуков обозначает буква е? Почему? (после гласной и ъ буква е обозначает два звука, появился звук Й)
Физминутка
Игра: Пантомима
Изобразить молча: плясун, певун, бегун, молчун. (на доску)
IV. Первичное закрепление
- Как изменятся эти слова, если к ним добавить ья?
- Кто же сегодня в гостях? Чтение стихотворения про тюленя. С.102
- Что обозначает слово прилежанье?
Прилежанье – добросовестное отношение к работе, старание.
- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?
Игра: «Сыщики»: Сколько ь знаков в словах? (8)
- Прочитать слова с ь знаком и назвать его роль в слове.
V. Вторичное закрепление
Лингвистическая разминка.
На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:
Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
Путь снизу вверх. (Подъём.)
Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное  где-нибудь. (Объявление.)
Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)
- Что общего у этих слов?
VII. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали про ъ и ь знаки? Почему они разделительные?
- В чем ее особенность?
- Когда пишется «ъ»?
- Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)
9. Рефлексия.
Какую цель мы ставили сегодня?
Достигли ли мы ее?
- Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».
- Кому показалась сегодняшняя тема трудной?
- Поделитесь своими знаниями с родителями.
Всем спасибо за урок!