Конспект урока по обучению грамоте на тему Разделительные мягкий Ь и твердый Ъ знаки.


Конспект урока по литературному чтению «разделительные мягкий Ь и твердый Ъ знаки».Тема урока: «разделительные мягкий Ь и твердый Ъ знаки»
Цель урока: Создать условия для формирования различий Ъ и Ь знаков в словах. Задачи урока:
Обучающие: учить различать эти звуки в словах, читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой «эс», предложения со словами с буквой
Развивающие: развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;
Воспитательные: воспитывать аккуратность
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: открытие новых знаний.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы и формы обучения: практический.
Оборудование для учителя: интерактивная доска, учебник, методическое пособие.Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Научиться осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
Производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды.
Метапредметные:
Регулятивные:
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Уметь организовывать свою деятельность
Уметь контролировать процесс и результат действия
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов
Осознавать поставленную задачу
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Принимать другое мнение и позицию.
Личностные:
Формировать интерес к занятиям по азбуке
Воспитывать трудолюбие и аккуратность
Возможность формировать умения оценки работ, ответов одноклассников.
Источник информации: 
- Н.В.Нечаева, К.С. Белоусец «Азбука»- учебник по обучению грамоте для 1 класса- 12-е изд. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.- 112с.
- Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» Н.В.Нечаевой, К.С. Белоусец / авт.-сост. Г.Н.Белоногова- Волгоград: Учитель, 2009г.- 245 с.
План урока
Этап урока Дозировка времени
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Постановка учебной задачи.
Открытие новых знаний.
Закрепление новых знаний.
Рефлексия.
Итог урока. 1 мин
5 мин
1 мин
14 мин
15мин
2 мин
2 мин
Оформление доски:
ТЕМА УРОКА
Пёс Ноль
Лес Пыль
Мир Руль
24 февраля
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Цель: Концентрирование
внимания детей.
Способ деятельности:
слушание. -Здравствуйте ребята
- Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Присаживайтесь на свои места.
Актуализация знаний и умений обучающихся
Цель: Определение уровня подготовки детей.
Способ деятельности:
Устный опрос. - Поднимите свои глазки на доску, прочитайте, пожалуйста, слова. (слайд 1)
Пёс Ноль
Лес Пыль
Мир Руль
(Дети хором читают)
- Что интересного заметили?
(- В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв.)
(- В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных.)
(- В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие.)
- Что общего у этих слов?
(- Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный)
- Сколько звуков в этих словах.
(- Они все состоят из 3 звуков)
- Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных?
(- С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и)
- Правильно, и с помощью ь.
- Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв.
(- Это только знак, он не обозначает никакого звука)
Постановка учебной задачи
Цель: Выявить тему урока
Способ деятельности:
Работа у доски, работа в тетрадях, беседа
- Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием.
- Посмотрите на картинки. Что вы видите?
(- Перо и Пьеро.)
-Что такое перо? Кто такой Пьеро?
(Сказочный персонаж)
- Из какой он сказки? (Приключения Буратино)
Откройте свой тетрадочки, Я тетрадочку открою….
Возьмите цветные карандаши
- Сделайте в своих тетрадях звуковой анализ этих слов.
(Дети выполняют задание.)
- Алина, выйди, пожалуйста, к доске и выложи схему слова “перо”.
- Рома, а ты выложи схему слова “Пьеро”.

- Вы согласны?
(- Да!)
- Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой.
Стасик:
(- Первая буква “П”, вторая “е”, третья “р”, четвёртая “о”).
- У тебя тогда получается слово “перо”, а надо “Пьеро”.
- Ребята, какую букву мы должны поставить для обозначения мягкости звука «П»?
(- А давайте после буквы “П” поставим букву “Й”.)
- Давайте проверим, Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик. Нашли наши слова?
(- Да!)
- Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно?
(- Да.)
- А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”?
( - После буквы “П” действительно стоит мягкий знак.)
- Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак?
( -Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука, сохраняет звук [й].)
- Правильно, его называют разделительным. Какую еще функцию выполняет здесь мягкий знак?
(-смягчающую)
-Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока?
(- Разделительные твёрдый и мягкий знаки.)
Физминутка.
(Для глазок)

Изучение нового материала.
Цель: Познакомиться с функциями Ь и Ъ знаков.
Способ деятельности:
Беседа, работа по учебнику.
Цель: Смена вида
деятельности
Способ деятельности:
Различные движения
- Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике.
(Дети хором читают)
- Что интересного заметили? (Сколько звуков в слогах напечатанных слева, а сколько справа?)
(- Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков.)
- Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика.
(Дети хором читают.)
- Что здесь интересного вы заметили?
(- Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике.)
(- Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука.)
(- В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й].)
- Молодцы! А теперь прочитайте третий столбик и скажите, по какому принципу все эти слова оказались в третьем столбике.
(- Это мы уже знаем, Если йотированные буквы стоят после гласных, они всегда обозначают два звука, А в этом столбике они стоят после гласных.)
(- В этом столбике во всех словах один и тот же корень ЕЗД.)
- Вы согласны?
(- Да.)
- Женя, прочитай, пожалуйста, слова четвёртого столбика.
(Женя читает.)
- Что вы заметили?
(- Здесь все слова являются однокоренными.)
(- Во всех этих словах есть твёрдый знак.)
- Ребята, а какую роль играл в словах твёрдый знак?
(- Он отделил согласный от гласного.)
(- Поэтому он и называется разделительным.)
Вывод: твердый знак не имеет звука, обозначает твердость согласных, а следующая за ним гласная обозначает два звука.
- Молодцы! Давайте прочитаем все вместе эти слова.
(Дети хором читают.)
- А теперь, давайте попробуем сделать одно открытие. Вы согласны?
(- Да!)
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот слайд. (Слайд № 3)
- Здесь слова, которые, уже встречались сегодня на уроке.
- Почему в 1 столбике разделительный ь, а во втором – разделительный ъ?
(- В первом столбике ь не только отделяет согласный от гласного, но и обозначает мягкость, А во втором столбике ъ только разделяет гласные от согласных.)
(- Во втором столбике все слова однокоренные. Меняются только приставки. А корень у них езд. Перед корнем стоит ъ. Значит, его пишем перед корнем, в первом столбике ь в корне.)- Давайте проверим Ваши наблюдения. (Слайд № 4)
( Разделительный ъ пишется перед буквами е,ё,ю,я после приставки, оканчивающейся на согласный.)
(Разделительный ь пишется перед ё,е, ю, я внутри слова, не после приставок)
- Что скажете?
(- Мы угадали.)
- Давайте немного поиграем.
Физминутка. 
Закрепление.
Цель: Закрепление
материала
Способ деятельности:
Беседа - Посмотрите внимательно на второе задание. Что нужно сделать?
(- Разгадать правило и продолжить.)
- Какое здесь правило?
(- Чередование букв Б, Ь, Б и Ъ.)
- Почему были выбраны именно эти буквы?
(- Они похожи по написанию.)
(- Эти буквы состоят из одинаковых элементов.)
- продолжите до конца строчки.
После выполнения задания, дети читают про себя стихотворение Б. Заходера.
- О ком говорится в стихотворении?
(- О тюлене.)
- А вы знаете, что тюлени очень хорошо приспособлены к проживанию в холодных морях. Все их тело, в том числе, ласты и короткий хвост, покрыто грубым густым волосом, защищающим животное от ледяной воды, снега, льда и пронизывающего ветра. Под кожей у всех тюленей находится довольно толстый слой жира. Обитают тюлени вблизи морских берегов умеренных районов. Северного полушария. Они никогда не заплывают далеко от берегов и, иногда, поселяются в крупных реках и пресных озерах. Ареал их распространения тянется вдоль побережий Атлантики до границы полярных льдов и вдоль Американского и Дальневосточного побережий Тихого океана.
Это, сравнительно, мелкие животные. При длине тела самца примерно в 1,5 м. масса достигает 50 кг и изменяется в пределах 50-150 кг в зависимости от времени года. Зубы крупные, а клыки хорошо развиты. Сосков у самок только одна пара.
- Почему тогда изображён помимо тюленя мальчик?
(- Мальчик ленится, поэтому похож на тюленя.)
- Ребята, а как надо читать это стихотворение?
(Мнения детей)
- Давайте попробуем прочитать по-разному, как предложили ребята, а потом выберем самый лучший вариант.
(Дети читают и выбирают вариант)
- Как автор относится к такому занятию? Подкрепите свои высказывания строками стихотворения.
(- Автор пишет: “Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья”. Автору жалко, что тюлень зря использует своё прилежанье.)- Молодцы! А теперь в стихотворении подчеркните слова, в которых есть разделительный ь.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
- Поменяйтесь Азбуками с соседом и проверьте выполнение задания.
(Дети меняются Азбуками).
- Сколько слов подчеркнули? Прочитайте их.
(- Три: тюленье, прилежанье, подражанья.)
- Сравните слова “тюлень” и “тюленье”. Что скажете?
(- Эти слова однокоренные.)
(- Тюлень – это животное, а тюленье – это слово, которое обозначает признак.)
- Смотрите, как интересно устроен наш язык: добавили к слову тюлень букву е, и слово сразу же изменило своё значение. А теперь посмотрите на следующее задание.
-Прочитайте слова.
(Дети читают слова “плясун”, “певун”, “бегун”, “молчун”.)
- Чем похожи все эти слова?
(- Все эти слова мужского рода.)
- Добавьте к этим словам в конце буквы «ья». (записываю на доске «ья»)
Что получилось? Прочитайте.
(Дети читают: плясунья, певунья, бегунья, молчунья.)
- А теперь что заметили?
(- Эти слова стали женского рода.)
- Молодцы! А напоследок ваше любимое задание.
- Кроссворд! Дети в парах заполняют кроссворд.
- Давайте проверим, что у вас получилось. У кого возникли трудности? Почему?
1. подъезд 2.листья 3.письмо 4. объявление 5.вьюга
Рефлексия.
Цель: Выявить, у кого какие были сложности
Способ деятельности:
Беседа ЗАПОМНИЛОСЬ
Мне сегодня БЫЛО СЛОЖНО
УДАЛОСЬ
Итог урока.
Цель: Выявить, что на уроке узнали, чему научились дети.
Способ деятельности:
Беседа -Что нового и интересного вы узнали про ъ и ь знаки? Почему они разделительные?
-Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
- Молодцы, Спасибо за урок. Урок окончен.