Открытый урок по окружающему миру на тему Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.


Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
Тема урока:  Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Цели урока:
систематизировать знания детей о воде;
выяснить, каково значение воды в жизни человека;
формировать умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать интерес к окружающему миру.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа, в парах.
Образовательные ресурсы:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
глобус;
шаблоны из бумаги "капельки";
иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
рисунок Злючки - Грязнучки;
для опыта - мерный стакан, земля,воронка, фильтр.
Организационная структура урока:
I. Организационный момент:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас окружающий мир сейчас.
 II.Повторение:
-Ребята, вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Так какую форму имеет наша планета?
-А, скажите мне, она неподвижна?
-А, что я держу в руках? Что такое глобус?
III. Предугадывание темы:
Ребята, послушайте очень интересную загадку, только она будет без слов, поэтому слушайте внимательно.(Учитель переливает воду)
-А Полина выучила красивое стихотворение о воде, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос «зачем нам нужна вода?»:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, Лес туманом заполняет. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить!
IV. Постановка проблемы урока.
Проблема урока:
- А вам интересно, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается.  Так ли всегда было? Вот это, ребята, мы сегодня и узнаем, потому что тема нашего урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
V. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.
- Кому нужна вода?
- Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)
- Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)
- Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)
- Кто сегодня пользовался водой?
- А теперь послушайте, откуда же к нам в дом приходит вода.
- Течёт речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы, построили станции очистки. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
-Но вода попадает к нам в кран не только из речки, но ещё и из-под земли и такая вода называется подземная.
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей) 
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
-После того, как мы покупались, почистили зубы, умылись или помыли посуду, вода по трубам попадает на станцию очистки, а затем опять в речку. Но вы должны помнить, что очистные сооружения могут устареть, трубы заржаветь и поэтому лучше приобретать фильтры для воды и пить самую чистую водичку.
VI. Первичное закрепление. 
Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60.
Гимнастика для глаз
-Посмотрите ещё раз на рисунок-схему проследите путь воды. И подумайте, почему нужно экономно использовать воду?
-На с.61 есть иллюстрация очистных сооружений, более подробно механизмы их работы вы будите изучать на уроках физики в старшей школе.
Гимнастика для пальчиков.
-Откройте рабочие тетради на с.38.
-Скажите мне, что изображено под номером 1, под номером 2 и под номером 3.
-А теперь покажите стрелками путь воды от реки до реки.
- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?
-Посмотрите, она загрязнила воду в стакане, но я вам сейчас покажу, как мы сможем от неё избавиться.
VII. Практическая работа:  «Выполняем опыты с водой».
Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.
- Что мы делаем?
- Что наблюдаем?
Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду.
- Что мы делаем?
-Пока водичка очищается мы с вами немного отдохнём.
ФизминуткаВы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
XI. Практическая работа:  «Выполняем опыты с водой». (продолжение)
- Что наблюдаем?
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. Вывод: очистные сооружения необходимы.
XII. Творческая работа.
- Ребята, посмотрите, на вашей парте лежит капелька грустная ни глазок, ни носика, ни ротика не видно. Ваша задача её оживить. Мы же уже избавились от Злючки-грязнючки, поэтому капелька должна быть улыбающаяся и с горящими глазками.
-Переверните свою капельку, что на ней написано? Кто сможет прочитать?
-На капельке написано 3%-пресной воды. Если мы посмотрим на Земной шар, то увидим, что воды больше чем суши, но пресной воды всего 3%. Поэтому возьмите свою капельку в руки и дайте ей обещание, что всегда будите её ценить. Когда вы чистите зубы, то наберите водичку в стакан, когда моете посуду наберите в раковину, ни в коем случае не оставляйте воду включенной.
XIII.  Рефлексия.
Берегите воду! Вода - это жизнь!
-Возьмите в руки свои капитошки и поднимите их только те кто:
- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!
- АКТИВНО  работал  на уроке!
- Кому на уроке было  ИНТЕРЕСНО!
- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! 
- А я хочу вам подарить счастливые и чистые капельки, чтобы вы вместе с ними дома рассказали родителям, что на Земле очень мало пресной воды и поэтому мы должны беречь каждую капельку, чтоб водички хватило всем последующим поколениям.