Конспект по окружающему миру на тему Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит? (1 класс)

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит?»
Цель: систематизировать знания детей о пути воды, которую мы используем дома, уточнить понятие о личной гигиене.
Задачи урока:
познакомить учащихся с системой поступления воды в дом и путём её очистки;
прививать навыки здорового образа жизни;
выяснить, каково значение воды в жизни человека;
выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
формировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс, рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс;
иллюстрации: рисунок Злючки-Грязючки, изображения для картинного плана урока;
карточки для работы в парах;
для опыта – 2 стакана, воронка, марля, капля краски;
презентация PowerPoint «Откуда приходит в наш дом вода и куда она уходит?»
Ход урока
I. Оргмомент (Подготовка к восприятию)
II. Актуализация полученных знаний.
– Что такое семья?
– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

III. Определение темы, постановка задач урока.

– А вот о чём мы будем говорить сегодня на уроке вы узнаете, прослушав стихотворение. Итак, внимание.

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая?

– Так о чём мы будем говорить на уроке?

Проблема урока:
– Отгадайте загадки.

Плещет тёплая волна в берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?
(Ванна)

А что было! А что было! Мама речку в дом впустила.
Речка весело журчала, мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом я купался под дождём.
(Душ)

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём – как мы это назовём?
(Водопровод)

– Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается.

– Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)

– А вы можете с уверенностью сказать, что именно здесь берётся вода? А куда она потом девается?

– Что же нам на уроке нужно узнать?
– Откуда берётся вода в кране. Куда она потом уходит.

– А как мы используем воду? (Ответы детей)

– Посмотрите, пожалуйста фрагмент мультфильма.

(Фрагмент мультфильма «Мойдодыр»)
– Почему от мальчика сбежали вещи? Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
– О чём ещё мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
– Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить.
(На доске вывешивается картинный план)
IV. Поиск решения проблемы.
– Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)
– Проследим её путь по иллюстрации.
1. Работа по иллюстрации (в учебнике: стр. 60, на слайде)
– Где начало этого пути?
– Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
– Так пришёл в дом водопровод. Но в некоторых деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
– Мы рассмотрели путь воды в наш дом, но возможен ещё один путь. Рассмотрите рисунок в левой части страницы. Откуда ещё может попасть вода к нам в дом? (Ответы детей) Что такое водонапорная башня?

– Водонапорная башня – это инженерное сооружение. С помощью насоса внутрь башни накачивается вода, а затем она по трубам попадает к нам в дом.

– Какая вода приходит к нам в дом: грязная или чистая? А как мы её используем, для чего? (Ответы детей)
Личная гигиена - это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
– Давайте покажем как мы её используем в целях личной гигиены. Вставайте, ребята
V Физкультминутка
Чтобы быть здоровым, сильным Мой лицо и руки с мылом Рано утром не ленись На физкультминутку становись.
Кто умеет чисто мыться? Кто водички не боится? Это - мы, это - мы, Это, это, это - мы! Умываться мы умеем, Моем руки, моем шею. вот так; вот так, Чистим зубки Вот так, вот так. Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие! Посмотри, посмотри!
2. Предметы личной гигиены.
– Ребята, нам пришло письмо. Давайте узнаем от кого оно.
Дорогие ребята!
Я посылаю вам письмо. В нём находятся интересные загадки. Постарайтесь разгадать. Желаю удачи. До свидания.
Ваш Мойдодыр.


Лёг в карман и караулю: Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос.
(Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто. Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята?
(Мыло)
Вытираю я, стараюсь После бани паренька. Всё намокло, всё измялось - Нет сухого уголка.
(Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей.
(Расчёска)

Кто считает зубы нам По утрам и вечерам.
(Зубная щётка)

– Все эти предметы – это предметы личной гигиены. А сейчас я проверю, знаете ли вы, что нужно с ними делать?

3. Игра «Что с чем дружит» (работа в парах с карточками)
Проверка.
– С чем дружит нос.., ногти.., волосы.., зубы..?
(По ходу проверки выясняется для чего нужен тот или иной предмет личной гигиены. Например:
– А вы дружите с зубной щёткой. Почему надо чистить зубы?
– На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно чистить зубы.
– Сколько раз надо чистить зубы?
(Два раза в день: утром и вечером) и т. д.)
– Так что же нужно делать, чтобы соблюсти правила личной гигиены?
1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
3. Ежедневно расчесывать волосы.
4. Стричь вовремя ногти.
(На доску вывешиваются картинки с правилами)
– Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы, то, как мы используем воду в доме. А куда потом попадает вода?
– Почему речная вода попадает на станцию очистки?

VI Опыты.
– Смоделируем изменение воды у нас в доме.
(Капают в стакан с водой краску)

– Что произошло с водой?
В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья.
(На доске изображение Злючки-Грязючки)

– Итак, у нас с вами – грязная вода. Грязючка этому очень рада. Что же делать с такой грязной водой? Куда её деть?

– Каким цветом изображена вода на рисунке? Каким должен быть правильный путь воды: сразу в реку или в очистные сооружения? Как вода проходит очистку?
– На очистных сооружениях стоят специальные фильтры, с помощью которых вода проходит очистку.

– Рассмотрим на примере нашей воды в стакане.
(Показывается опыт)

– Сделаем самый простой фильтр. Возьмём стакан, поместим в него воронку. На воронку положим марлю, сложенную в несколько слоёв. Осторожно перельём воду в фильтр. Посмотрите, что получилось.

– Вот и не стало Злючки-Грязючки.
VII Рефлексия учебной деятельности.
– Откуда в наш дом приходит вода? Как мы используем воду для личной гигиены? Куда вода уходит? Какой план мы составили в начале урока? Мы его выполнили? Какую оценку вы бы поставили себе за урок? Поставьте её.
VIII Итог урока
– Спасибо, ребята за урок. Я очень довольна тем, как вы работали.