Конспект урока по поэме А.Т. Твардовского Василий Тёркин

Государственное учреждение образования
«Должанская средняя школа Витебского района»





Методическая разработка
урока русской литературы
по изучению поэмы «Василий Тёркин»
на тему «Тёркин – кто же он такой?»




Сведения об учителе:
ФИО Ерофеева Татьяна Владимировна
Место работы Государственное учреждение образования «Должанская средняя школа Витебского района»
Почтовый адрес: 211309 Витебская область Витебский район п/о Должа д. Должа ул. Советская дом 1
Электронный адрес учебного заведения: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Телефон: (8-0212)209-437
















Итоговой урок по изучению поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Класс: 7
Тема «Тёркин – кто же он такой?»
Тип урока: урок обобщения
Форма проведения: урок-мастерская
Цель:
- помочь ученикам составить целостное представление об образе главного героя поэмы А.Т. Твардовского – Василии Тёркине.
Задачи урока:
- образовательные:
-создать условия для выявления мастерства А.Твардовского в раскрытии определяющих качеств личности Василия Тёркина;
- актуализировать и расширить представление о Великой Отечественной войне, её героях и истоках героизма;
- развивающие:
- способствовать совершенствованию навыков определения стихотворного размера и разновидности рифмы в поэтическом произведении;
- способствовать формированию коммуникативных навыков, развитию ассоциативного и логического мышления;
- воспитательные:
- содействовать воспитанию высоких нравственных качеств, активной жизненной и гражданской позиции.
Оборудование: книги с текстами поэмы «Василий Тёркин», справочник «Справочные материалы по русской литературе», карточки задания, мультимедийный проектор, набор иллюстраций к поэме «Василий Тёркин»
ЭСО: фрагменты киноспектакля «Василий Тёркин», мультимедийная презентация «Василий Тёркин: материалы к уроку»
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать главы «На привале», «Бой в болоте», «Смерть и воин» из поэмы «Василий Тёркин»;
2) составить словесный портрет героя (письменно);
3) составить синквейн «Василий Тёркин».
Ход урока:
1 этап
Оргмомент
4 минуты

Приветствие.
На мультимедиапроекторе демонстрируется фрагмент из спектакля «Василий Тёркин»), звучит вступление.
Объявление темы урока.
Учитель. Сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено русским воином. О нем с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может». И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, помещенной на доске). Это, конечно же, Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского.
Целеполагание: приём «Зачем и для чего?». На доске карточки с инфинитивами: узнать, научиться, понять, вспомнить, обобщить, сравнить, ...
Учащиеся, по очереди, называя инфинитивы, формулируют задачи урока.
Учитель. Сейчас каждый определил для себя цель. Я лишь хочу обобщить и сказать, что, в конечном итоге, цель у нас с вами всегда одна: добыть новые знания и получить отличные оценки. Для того, чтобы в конце урока нам было легче оценить работу каждого ученика, предлагаю вам воспользоваться следующими оценочными листами. В конце урока в оценочном листе каждого будет стоять три оценки: собственная оценка, оценка старшего в группе, оценка учителя. В журнал будет занесен средний балл. (Учитель раздаёт ученикам оценочные листы, объясняет, как с ними нужно работать.) (Приложение 1)

2 этап
Беседа на первоначальное восприятие
5-6 минут
Учитель. Мы познакомились не только с программными главами произведения, но и с дополнительными. Это позволит нам представить Василия Тёркина во всей его красе. Каждый из вас дома подобрал цитаты и составил словесный портрет Василия Тёркина. Давайте поделимся впечатлениями и составим коллективный портрет героя. Для этого каждый из вас на листочке бумаги напишет наиболее значимый, на ваш взгляд, элемент характеристики Василия Тёркина, а затем аргументирует свой выбор. (Составление словесного портрета героя (коллективно: учащиеся на листочках записывают выбранные ими элементы характеристики, прикрепляют на доску, объясняют свой выбор).

этап
Эвристическая беседа с элементами анализа и выразительного чтения
20 минут
Учитель. «Василий Тёркин» - настоящая энциклопедия народной жизни, где автор показывает различные ситуации: привал, перед боем, сражение, поединки, награды, быт солдат и т.д. Многие вещи для нас сейчас кажутся непонятными, т.к. мы не знали, не видели этого. Сейчас я предлагаю каждому из вас погрузится ещё раз в текст поэмы, обсудить запомнившиеся элементы сюжета, задать вопросы и найти на них ответы. Искать ответы на вопросы неинтересно и долго, поэтому предлагаю поработать в группах, в ведь в пути всегда легче, сели рядом надёжные друзья. Напомню о правилах работы в группах. (учитель знакомит учащихся с правилами работы в группах)(Приложение 2)
Каждая группа получает карточку с заданием. (Приложение 3). Учитель поясняет выполнение.
Задание для группы 1«Быт походный, быт народный...» (по материалу главы «На привале»)
Почему глава называется «На привале»? Какова основная мысль данной главы?
Какие элементы походного быта показывает автор?
Какова роль Василия Тёркина в этой главе?
Зачитайте понравившийся вам отрывок. Обоснуйте свой выбор.
Задание для группы 2 «Маленькие адреса Великой Победы» (по материалу главы «Бой в болоте»)
Почему глава называется «Бой в болоте»? Какова основная мысль главы?
Где и когда происходят действия, описанные в главе? Почему автор описывает бой в болоте при маленьком населённом пункте Борки?
Какова роль Василия Тёркина в этой главе.
Зачитайте понравившийся вам отрывок. Обоснуйте свой выбор.
Задание для группы 3 «Жить!!!»
· (по материалу главы «Смерть и воин»)
Почему глава называется «Смерть и воин»? Какова основная мысль главы?
Какой изображена Смерть?
Каким показан главный герой?
Зачитайте понравившийся вам отрывок. Обоснуйте свой выбор.
(Защита групповых проектов)
Учитель. Давайте обобщим всё сказанное. Чем понравились вам данные главы? Что дало вам чтение дополнительных глав?
(ответы учащихся)
Учитель. Действительно, произведение не может никого оставить равнодушным, в первую очередь, потому, что очень легко читается. А что, на ваш взгляд, способствует лёгкому чтению?
(ответы учащихся)
Учитель. Секрет восприятия любого поэтического произведения, и это совершенно очевидно, скрывается в построении поэмы, стихотворном размере, рифме, занимательном сюжете.
Физкультминутка (Приложение 4)
Учитель. А теперь, для того чтобы немного отдохнуть, приглашаю всех вас на физкльтминутку в духе Василия Тёркина.
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Учитель. Давайте. Для того чтобы раскрыть все секреты поэмы «Василий Тёркин», предлагаю поработать в поэтической мастерской поэмы: поучимся определять рифму и размер стихотворного произведения. Для этого разделимся на две группы. (учащиеся делятся на две группы, учитель раздаёт карточки с заданиями, памятки по выполнению заданий)
Группа 1.
Задание. Построить схему отрывка из поэмы «Василий Тёркин». Определить стихотворный размер.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
(Ответ: 4-стопный хорей)
Группа 2.
Задание. Определить разновидность рифмы в данном четверостишии, пользуясь памяткой (см. приложение 5):
Тёркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
(Ответ: 1, 3 строки - мужская, 2,4 строки – женская; перекрёстная, неточная, простая)
Учащиеся обсуждают полученные задания в группах. Затем по очереди защищают. Во время защиты на мультимедийном проекторе транслируются (для первой группы) строки стихов, правильный вариант схемы отрывка, (для второй группы) строки поэмы. Во время защиты обе группы слушают, комментируют, исправляют, в случае необходимости, ответы одноклассников, учитель помогает.
Учитель. Сделаем вывод о целесообразности использования данного стихотворного размера и рифмы.
(Ответы учащихся)

4 этап
Домашнее задание
4 минуты


Учитель. «Василий Тёркин» - любимое произведение многих. Читаешь - и хочется снова и снова возвращаться к поэме. Я уверена в том, что, сейчас я высказала мысли многих поколений читателей, критиков, литературоведов и даже художников. Обратите внимание на слайд – на нём изображение зарисовок к поэме художника Ореста Верейского. (Приложение 6 ). Эти рисунки были созданы под впечатлением от прочитанной поэмы. Они также просты, как и наш герой. А пока вы будете их рассматривать, я прочту вам своё маленькое стихотворение на тему Василия Тёркина.
Учитель читает стихотворение
Есть ли Тёркины сегодня?-
я спросить хочу ребят.-
Чтобы дух лихой, народный,
Смелости - до самых пят?
Где уж взяться им, героям,
Если нет сейчас войны.
Ходят парни ровным строем,
Им атаки не страшны.
Им не спать сейчас в болотах,
Не делить паёк с роднёй.
Флот морской или пехота
Не живёт теперь войной.
Стать таким, как Вася Тёркин,
Может каждый – только знай:
Коль не носишь гимнастёрку,
Смелость, ловкость и смекалку
В мирной жизни проявляй.
Учитель. А теперь я приглашаю вас к творчеству. Предлагаю (на выбор) три варианта домашнего задания. Каждое из заданий при условии полного и правильного выполнения может быть оценено оценкой «10» Домашнее творческое задание (на выбор)
1 группа: нарисовать рисунки к поэме;
2 группа: выписать афоризмы из поэмы «Василий Тёркин», составить и оформить словарь афоризмов;
3 группа: сочинить стихотворение на тему «Василий Тёркин. Продолжение следует...»

этап
Обобщающая беседа
7 минут
Учитель. Урок близится к завершению. И наша задача ответить на вопрос, кто же такой Василий Тёркин. В этом нам поможет составление синквейна «Василий Тёркин» (каждая группа формулирует одну строку)
(Приложение 7 )
Учитель. У любого урока должен быть эпиграф. Наш не исключение. Я хочу предложить вам, ребята, сейчас стать соавторами урока и придумать эпиграф. Варианты эпиграфов
«Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык». И. Бунин
“Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” К. Симонов.
«Теркин» был для меня моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». А.Т. Твардовский
(На экране варианты эпиграфов, работа в группах: обсуждение, защита).

этап
Подведение итогов. Оценивание.


Рефлексия.
5 минут
Учитель. Каждый из вас славно потрудился сегодня, показав свои знания и проявив себя. А, значит. пора обратиться к оценочному листу. (Приложение 1) (Выставление оценок самими учениками, старостами групп, учителем, выведение средней оценки, всё сопровождается краткими комментариями)
Приём «Зачем и для чего?»
Учитель обращает внимание учащихся на карточки с инфинитивами на доске. Учащиеся переворачивают карточки, на обратной стороне написаны глаголы в форме прошедшего времени (узнал, научился, понял, вспомнил, обобщил, сравнил, ...), при помощи которых учащиеся формулируют, чему они научились на уроке, что нового узнали.










13PAGE \* MERGEFORMAT14815