Технологическая карта урока литературы по теме: Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новостепновская школа»
Джанкойский район Республика Крым







«Чтобы честно жить» Духовно-нравственные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова
(по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого)


Лучшая инновационная разработка года

Разработчик: Меметова Л.А., учитель русского языка и литературы
с. Новостепное
2015г.

Класс: 10
Предмет: литература
УМК: «Литература 20 века», С.А.Зинин, С.А.Чалмаев. . Москва: «Русское слово», 2014
Материалы к уроку: компьютерная презентация
Тема урока: « Чтобы честно жить»Духовно-нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
( по роману « Война и мир » Л.Н.Толстого).
Цель урока: обобщить полученные знания по роману, понять авторскую позицию, проанализировать и определить своё отношение к ней.
Задачи:
1. Образовательные: умение выделить ключевую проблему произведения.
2. Развивающие : организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать.
3. Воспитательные: формировать духовно развитую личность, национальное самосознание и чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, .
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение текста в устной форме и письменной , свободное восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир » Л.Н.Толстого ?»
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование урока: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Основные приёмы и методы: технологии личностно- ориентированного обучения; приёмы технологии критического мышления, поисковый метод обучения.
Литература: Роман-эпопея « Война и мир » Л.Н.Толстого.
Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого « Война и мир», М., 1978.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
Тип урока: повторение и обобщение с элементами получения новых знаний.
Межпредметные связи: история.
Ресурсы сети Интернет:
1. http: // www, Levtolstoy, ru /
Письма, статьи. Дневники Толстого с комментариями психолога.
http: // tolstoj , ru /
« Интервью и беседы с Львом Толстым». Составитель В.Я.Лакшин.
http: // www. bibliotekar. ru / Leu-tolctoy /
Государственный музей Л.Н.Толстого
http: // www, Tolstoy- museum. ru /
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»














План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Создание условий для работы с обучающимися .


Организационный
момент. Полминутки.
Мотивация учебной деятельности( словесный
метод).
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим;
Коммуникативные УУД:
определить сферу своих интересов;
регулятивные УУД:
самооценка.
Психологический настрой учащихся на урок.
Чтение эпиграфа
« Чтобы жить честно. надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие -душевная подлость». Л. Толстой.
( слайд№1 портрет писателя, эпиграф)
Оценивание готовности к уроку.
Самостоятельно организовывать собственную деятельность.


Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная, парная, коллективная
работа.
Регулятивные: саморегуляция.

Подготовка к общению.

2.Мотивация к учебной деятельности. 1 минута
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;
коммуникативные:
понимать проблему, выдвигать гипотезу; с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с историей России, о возможных путях развития России во 2-ой половине 19 века и определить отношение Л.Н.Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев.
регулятивные УУД: целеполагание
Слово учителя.
Сегодня ещё раз перелистаем странички романа, остановимся на образах Андрея Болконского и Пьера Безухова, скажем последнее слово: о чём этот роман? Проследив жизненный путь героев, найдём ответ на вопрос: Чему же учит это произведение?

( слайд№2)
Сам писатель говорил так: « Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, живущих в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых».
(слайд №3)

Что вы думаете об этом?


Даётся развёрнутый ответ с аргументами для подтверждения своих мыслей.
( примерный ответ)







Да, в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” изображено множество человеческих судеб. И у каждого из них свои нравственные искания, каждый ищет свою дорогу и по-своему решает вопрос о смысле жизни.
 Недаром говорят: «Жизнь прожить- не поле перейти», и даже такие люди (богатые и независимые), как Андрей Болконский и Пьер Безухов, не могли в своей жизни сразу найти ответ на многие вопросы.







3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. 1 минута





Метод фронтальной организации учащихся
Познавательные УУД: поиск информации; при необходимости

пользоваться (обязательно романом « Война и мир» для подтверждения своих мыслей) словарями и
другими источниками;

коммуникативные УУД: планирование работы, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями урока;
регулятивные УУД:
умение ставить цель и её постижение

Проблемный вопрос:
Как же относится Л.Н.Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно
писатель говорит об их судьбе в своём романе?



Комментарий и дополнения ответа учащихся учителем
( при надобности) примерно так:
Мы с вами поняли, что Л.Н.Толстой глубоко изучает внутреннюю жизнь человека ( « изучает тайны человеческого духа в самом в себе»), потому что главной задачей людей считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего «я». Этим герои близки к писателю.

Целеполагание.
Попробуем сформулировать тему урока.
Слайд №4( тема урока)
Учащиеся делают вывод.

Андрей Болконский и Пьер Безухов противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они - любимые герои Л.Н.Толстого, которые ищут смысл жизни, размышляют о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно?
Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”







Формулируют тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Проверка домашнего задания

( домашнее задание дополняет тему урока )

5-6 минут














Словесный, познавательный, эвристический

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания не только в устной форме, но и в письменной; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование сотрудничества в коллективе, умение выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.
личностные УУД: поиск ответа на вопрос: «Какую роль играет художественная литература в жизни человека? »
регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.


Проверка
Проверим домашнее задание, т.к. оно тесно связано с темой сегодняшнего обсуждения.

Учащимся дано дифференцированное задание – написать мини-рассуждение по теме:
1.Семейные ценности в романе « Война и мир» Л.Н.Толстого.
2.Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова по роману Л.Н.Толстого « Война и мир».

( слайд № 5)





Зачитывают свои работы.





ОБЩИЙ ВЫВОД
Для того, чтобы постичь смысл жизни, необходимо пройти через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений.















2.Работа с литературоведческими понятиями.
1-2 минутки


Какие литературные понятия необходимо помнить при анализе романа « Война и мир»?
Какую роль они играют?

Слайд№6


Работа в команде.
Примерный ответ
Антитеза.
Внутренний монолог.
Постоянные метафоры.
Сюжетная параллель
Далее учащиеся раскрывают эти понятия и делают выводы.
Диалектика души героев романа, их внутренние монологи (и противопоставления) свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании е
·го личности, о его вечном стремлении « быть всегда хорошим».
Постоянные метафоры и сюжетная параллель позволяет
показать , как изменился герой за какое-то определённое время. ( Ранение на поле Бородино повторяет сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица; и там , и здесь открывается истина-это любовь к миру и слияние с Богом , т.4,
ч.1, гл.26, или встреча Пьера с Платоном Каратаевым должна автоматически вызывать в памяти встречу Пьера с масоном Иосифом Алексеевичем - возникает параллель между истинным учителем жизни и ложным)

3.Мини-исследование в группе.
10-12 минут


Ученики получают карточки с цитатами из романа, отражающий смысл духовных исканий героев.
Определить место данных цитат в общем рассказе о герое.
1-ая карточка.
1. « Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь- не по мне».
2. « Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец И слава Богу!...»








3. « Птицы небесные не сеют, не жнут, но Отец ваш питает их..»




Комментарий учителя.
Читать Евангелие князь Андрей конечно не мог, так как эту главную книгу христианства перевели с церковнославянского на русский после Бородинского сражения, вернее, 1819 год- год выхода русского Евангелия.
Возглавил работу перевода
её будущий митрополит
Московский Филарет
( Дроздов).
Л.Н.Толстой нарушил эту хронологию, и в предсмертные размышления Болконского
поместил цитаты именно из русского Евангелия.


2-ая карточка.
1. « Ты один живой человек среди всего нашего света».

2. « между ним и Элен образовалась какая-то связь, признаваемая другими людьми».


3. « надо жить, надо любить, надо верить ».
Слайд№7
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Предполагаемый ответ: 

Князь Андрей не удовлетворен светской жизнью, он хочет чего-то большего, и мечтает о славе ( т. I, ч. III, гл. 12 «Ночь была туманная»)
Это очень важный момент в судьбе героя, где он впервые задумался или даже приблизился к истине, ради которой написана эпопея
( чуть позже много раз
повествователь оговорится, что истиной не обладает никто, кроме Бога и в 3- 4-ых томах расскажет нам лекцию об устройстве человеческой истории).

Л.Н.Толстой хочет показать: евангельская мудрость вошла в душу Андрея, она стала частью его собственных размышлений, он читает Евангелие, как объяснение своей собственной жизни и своей собственной смерти.









Учащиеся могут добавить.


Он показал ( и это получилось) духовное совершенство Андрея Болконского.






Андрей считает Пьера единственным другом
( т.1,часть 1, гл.6)


« Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали» и женили на Элен -
пустую и безнравственную красавицу (т.1, часть2, гл.1)

Последние главы романа.
Итог нравственных исканий Пьера.











Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом.


1.Работа с текстом .

10-15 минут






Проблемный, метод фронтальной организации учащихся






Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД:
понять связь романа Л.Н.Толстого с эпохой написания, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста;
коммуникативные УУД:
планирование работы, умение выделять причинно-следственные связи в тексте, достаточно полно выражать мысли и делать выводы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Беседа.
Слайд№9
Что общее в Андрее и Пьере?
Отношение героев к войне 1805-1807 годов.
Наташа Ростова в судьбе героев романа.
Война 1812 года в судьбе героев романа.

Класс делится на три группы, первая группа говорит
общее о героях, вторая - об Андрее Болконском, а третья - о Пьере Безухове.

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
Примерный ответ 1 группы.
Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты ( Болконский – изначально, незаконнорожденный Безухов – после смерти отца); умны, хотя по-разному. Ум Болконского холодный и острый; ум Безухова наивный, зато живой. Они в восторге от Наполеона и убежденны в том , что именно личность управляет ходом истории. К нравственному совершенствованию ни тот , ни другой не стремится. К напряжённому поиску их подталкивают обстоятельства, а может , и само Провидение. И нужно отметить, что душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый может ответить на вызов судьбе, только поэтому они поднимаются до духовных высот.










Подготовить ответ на вопрос:
Какие эпизоды жизни героев, по вашему мнению, меняли жизненные взгляды героев и как менялись эти взгляды ?





Ответы учащихся (примерные) 1 вариант – Пьер Безухов
Пьер в петербургском салоне А. П. Шерер (незаконный сын графа Безухова ).
Смерть отца (законный наследник миллионов).
Женитьба на Элен.
Разочарование в семейной жизни (разрыв с Элен).
Увлечение масонством (попытка обрести веру).
Поездка в южные имения ( улучшение жизни крестьян).
Любовь к Наташе.
Война 1812 года .
Плен – Платон Каратаев : обретение высшего счастья , истинной веры.
Женитьба на Наташе. 2 вариант
Андрей Болконский
Разочарование в светской и семейной жизни.
Война 1812 года (желание славы).
Ранение под Аустерлицем ( « вечное небо , покой» познание истины).
Богучарово (изменение положения крестьян , спор с Безуховым о смысле жизни).
Попытка служить государству ( Аракчеев , Сперанский).
Влюбленность в Наташу ( желание жениться).
Разрыв с Наташей.
Война 1812 года (единение с народом).
Ранение на Бородинском поле ( прощение Анатоля, Наташи, любовь к миру, слияние с БОГОМ).

















2.Словесное рисование.
1-2 минутки
Метод словесного рисования



Андрей Болконский и Пьер Безухов. Как вы их представляете?

Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему














Этап 5. Закрепление полученных знаний


Групповая работа. Самостоятельный анализ отдельных глав.

8 минут


Работа в группах и выступление перед аудиторией.
Личностные УУД: формирование духовно-нравственной ориентации;
регулятивные УУД: адекватное восприятие
мнений одноклассников;
познавательные УУД:
умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач
Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Слайд№ 10
Итог нравственных исканий героев романа Л.Н.Толстого.
Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

1 группа.
1. С какими мыслями о смысле жизни умер Андрей Болконский? (понимание братства, всеобщей любви, вера в БОГА, нравственное совершенство человека)
2 группа.
1. В чём смысл жизни Пьера Безухова в эпилоге романа? ( участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь)


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение.
1-2 минуты
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.




Личностные УУД:
соотношение своей части работы с общим замыслом;
регулятивные УУД: умение рационально работать и оценивать себя;
познавательные УУД: проявление активности в решении творческой задачи;
коммуникативные УУД:
уметь анализировать и доказывать свою точку зрения.
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.
Выполняет роль консультанта.

Мини-ответ ( да, нравится или нет и почему)
Кто из этих героев , по вашему мнению. ближе к автору и почему?
Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию?
Какие мысли героев вам кажутся интересными?
Насколько жизнь Андрея и Пьера Безухова соответствует словам Толстого о « честной жизни?»

2.Самооценка
Самоанализ

Анализ работы учащихся.
Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание
(обобщение, самооценка и запись домашнего задания – 1 минута)
Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-рассуждение
«Каким я вижу будущее России и что могу сделать для её процветания?»
2. Подготовиться к беседе «Толстой о роли личности в истории »

Запись задания .

4.Рефлексия
1 минута.
Метод контроля,
Познавательно-рефлексивный
Регулятивные УУД: рефлексия; коммуникативные УУД: умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча?

Итоговый комментарий.
Я думаю, что вы ещё вернётесь к этой книге, потому что в ней вся человеческая жизнь Она охватывает всё, чем живёт человек: надежда на счастье и благополучие, на радость в наших домах, на веру в истину и справедливость, в самого себя и в БОГА.
Второй такой книги нет, потому что в ней главная задача литературы – учить жизни, быть человеком и оставаться им в любых ситуациях.


Выводы учащихся.

Каждый герой романа неповторим, все они заставляют
нас задуматься о своей жизни, оценить свои поступки, своё место в обществе, ставить перед собой цель - высокую, благородную и идти к ней, пусть спотыкаясь, но идти и делать всё для процветания своей отчизны и верить в хорошее, доброе и вечное.



15