Эссе на тему На силе ребёнка надо строить его воспитание, а не на борьбе с его слабостью


Эссе на тему «На силе ребенка надо строить его воспитание,
а не на борьбе с его слабостью»
Тарасова Е.Н. учитель истории и обществознания
МОУ «Воскресенская основная общеобразовательная школа»
Курганская обл., Половинский район
«Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий»
Ю. РюриковИспокон веку воспитание присутствует во всех видах человеческой деятельности. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они были связанны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания. Главная цель воспитания заключается в создании условий для позитивной самореализации человека, в том, чтобы помочь человеку встретиться с самим собой – а это невероятно трудная задача.
Древний философ Демокрит писал: «Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим».
Когда общество осознало, что абсолютно размылась шкала нравственных ценностей, что наступил этический, вкупе с мировоззренческим, кризис, государство снова заговорило о возвращении воспитательной функции в школу, прописав это в концепции развития образования. В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. Какими же воспитательными возможностями обладает современная школа?
Человек формируется в процессе общения, значит, каждый педагог должен задуматься над тем, как лично он контактирует с детьми, должен рефлексировать над своим поведением, думать о том, что лично он говорит и передает детям и на уроке, и на переменах и после уроков. Необходимо видеть в каждом ребенке личность со своими правами, нельзя унижать, нельзя допускать равнодушия к детям. С детьми надо разговаривать.
Сегодня существует множество условий для создания воспитательной и образовательной среды, нацеленной на развитие личности и на индивидуальное сопровождение ребенка. Например, есть возможности организации кружков дополнительного образования, лабораторий, исследовательских центров, научных сообществ, проведения различных психологических занятий и тренингов, организации опытно-экспериментальной работы.
Существуют возможности выстраивания образовательного процесса, который бы основывался на соблюдении и защите прав ребёнка, имел диалоговый характер взаимодействия, мог помочь ребёнку в решении его личностных проблем. Необходима организация жизнедеятельности в школе на принципах взаимопонимания, поддержки, сотрудничества с ребятами. То есть нужны принципы демократии. Абсолютно очевидно, что школа должна стать открытой. Нужно попытаться влиять на воспитательную функцию семьи и как можно больше включать родителей в процесс воспитания своих детей, так как воспитательный потенциал семьи неисчерпаем.
Современные дети, какие они? Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях, любят наслаждения тела, а не души. «Я хочу!» - вот их лозунг. Мы говорим о том, что духовность для них - отжившее понятие. Но разве они сами в этом виноваты? Не мы ли, взрослые, делаем их такими?
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, люди высокой нравственной культуры. Действительно, в воспитании перенимают не только хорошее, но и недостойное подражание. Сегодня средства массовой информации мало предлагают положительных примеров для подражания. На нас, прежде всего, влияют живые люди нашего окружения. К воспитанию человека в первую очередь причастны его близкое окружение: семья, родители, школа, друзья.
А какие выбрать приёмы, методы для правильного воспитания личности ребёнка?
Сущность воспитательной работы заключается в создании новых ценных качеств на фундаменте того, что есть в ребенке здорового, сильного, прекрасного. «Воспитательная работа — это, прежде всего, работа созидательная, - пишет в своей работе Аркин Е.А., - а истинная сущность ребенка, которую некоторые родители, педагоги неправильно видят в недостатках, в уклонениях, в порче характера, заключается в его способности, и его возможности, и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее».
Как часто постоянные указания на порочность поведения, нотации, выговоры, наказания, одним словом, применение всевозможных форм непосредственного воздействия на отдельные нежелательные черты характера и поведения ребенка с целью исправления их остаются безрезультатными! Можно выбрать непосредственный путь «лобовой атаки» на отрицательные неприятные стороны детской личности и путь глубокого обхода их. И последний путь оказывается сплошь и рядом более плодотворным и приводит скорее к цели, чем путь непосредственного воздействия.
В чем же заключается этот обходный путь? Он заключается в обходе недостатков, в отвлечении от них внимания и воспитателя и воспитуемого. «Умная мать, — мудро говорит Лесгафт, — должна порой уметь не видеть недостатков своего ребенка».
Оставляя в стороне недостатки, как бы не считаясь с ними и не замечая их, необходимо с величайшим усердием и любовью проникнуть в глубь детской личности. Подобно водолазу, спускающемуся на дно моря в поисках жемчуга, стараться в глубинах душевного мира ребенка найти подчас ускользающее от глаз наблюдателя драгоценное зерно, привлекательное качество, то, что составляет его силу. Можно быть уверенным, что эти поиски увенчаются успехом, и тогда надо дать широкий выход и разумное применение этой силе, надо создать условия для пышного роста этого драгоценного зерна.
На силе ребенка надо строить его воспитание, а не на борьбе с его слабостью. В этом заключается основная черта, созидательная сущность воспитательной работы. Идя этим путем, внешне более длинным, сложным, мы скорее и вернее достигнем цели, чем идя внешне как будто более коротким, прямым путем непосредственного воздействия на отрицательные черты ребенка.
Итак, найти у ребенка черты, свойственные его возрасту, характерные именно для него, а главное, вникнуть, найти его сильные стороны — вот к чему следует стремиться при воспитании ребенка, вот на чем следует сосредоточить свои усилия и внимание. Идя по этому пути, мы не только открываем сильные стороны детской натуры, но мы вскрываем также и неблагоприятные условия в домашней обстановке, которые не дают ребенку возможности жить полной жизнью. Без полноты жизни невозможно здоровое развитие, невозможен расцвет физических и душевных сил.
Наша школа в работе, выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, придерживается принципа партнерских отношений:
поддержка любых, даже самых маленьких успехов учеников;
хвалить за конкретные дела, действия;
благодарить публично детей и их родителей;
всегда помним, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества;
поддержка веры ребенка в свои силы;
подбор разнообразных видов деятельности;
проявление действительного интереса к любой активности учащихся.
Подобные партнерские взаимоотношения позволяют достигать гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития. Секрет успешного воспитания, на наш взгляд, лежит в уважении к своим воспитанникам, поэтому отношения с ними мы строим на равных. Позиция педагога состоит в поиске и стимулировании лучших черт ребят, терпении и вере в ребенка.
Программа воспитания и социализации обучающихся, разработанная педагогами нашей школы, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Результатами воспитательного воздействия, скорее партнёрских отношений с детьми, являются прекрасные результаты. Дети не боятся проявлять организаторские способности, ежегодно участвуя и побеждая в районном конкурсе «Лидер года», «Трудовое лето», участвуя в смотрах и олимпиадах. Ежегодно школьников трудоустраиваем в летний пришкольный лагерь вожатыми. А спектакли, которые ежегодно ставятся на сцене сельского дома культуры с участием детей и педагогов, говорят о многом. Возможно, многие школьники при этом не самые лучшие ученики по предметам, но их сила в других качествах. И педагоги находят возможность «вытащить» из них природный потенциал, который лежит где-то очень глубоко, при этом не только не навредив, но и оказав большую пользу в формировании личности ребёнка.
Мы считаем, что опыт такого воспитательного воздействия положителен, так как уже много лет наши дети не состоят на учёте в КДН, а выпускники учатся в лицеях, колледжах, при этом многие выбирают профессию педагога. В чём, как мы считаем, есть наша заслуга, как воспитателей.
В деятельности воспитания опору и помощь мы видим со стороны родителей наших воспитанников. Не скроем, что в этом нам повезло. Ни одного мероприятия, ни одной задумки родители нашей школы не оставляют без внимания. Они всегда наши помощники, вместе ищем выход из не очень хороших ситуаций, вместе воспитываем детей. Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь. Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и “нелепости” воспитания окружающей жизни. Необходимы тесные контакты с семьей. Если разнобой в требованиях - сразу просчет в нравственном воспитании детей.
Педагоги создают человека. Это кропотливый, но бесконечно интересный труд - лепить из ребёнка человека. Ежедневно воспитывать детей, а не заниматься воспитанием от случая к случаю.
Самая большая ценность на земле - это дети. Детское сердце бесхитростно, доверчиво и отзывчиво на добро. Надо уметь любить ребенка. И этому нам помогают пять глаголов-заповедей: понимать, сострадать, принимать, помогать, любить.
Главным качеством, которым, несомненно, должен обладать педагог, является любовь к детям. Она даёт возможность преодолевать все трудности, которые возникают в нашей работе, и поэтому мы стараемся следовать завету выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».