Урок Н.С.Лесков «Левша». Особенности сказа.


Тема урока, проведенного в 6 классе МКОУ Клеповская СОШ.
Н.С.Лесков «Левша». Особенности сказа.
Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя.
Задачи:
1)дать представление о жанре сказа;
2)заинтересовать учащихся необычностью повествования, расширить познавательный кругозор;
3)воспитывать у учащихся чувство гордости за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа.
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, выставка книг Лескова.
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, объяснение теоретических вопросов, аналитическая беседа.
Ход урока
Слово учителя о Н.С.Лескове. Сегодня состоится наша встреча с одним из интереснейших русских писателей, Николаем Семеновичем Лесковым, к творчеству которого мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Это герой, с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь. «Современный читатель живет с ощущением, что легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем, «была всегда»… Эта история возникает у нас при слове «блоха», при слове «левша», при слове «Тула»; она первой вспоминается при имени ее автора…именно «Блоха» выскакивает на поверхность памяти при одном имени Лескова»
(Л.А.Аннинский)
Класс делится на группы:
Биографы. Обзор жизни Н.С. Лескова.
Прозаики.
Лингвисты.
Любознательные.
Работа по материалу урока.
Биографы.
Родина Николая Семеновича Лескова-город Орел. «По своему происхождению я принадлежу к потомственному дворянству орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом…Род наш происходит из духовенства. Дед и прадед были священниками в селе Лесках Орловской губернии. От этого села Лески и вышла нашла родовая фамилия - Лесковы..,»-пишет в своей автобиографии Николай Семенович.
Отец, Семен Дмитриевич, «не пошел в попы». Это очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…
Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец бежал в г.Орел, там он стал учить детей у помещика Михаила Андреевича Страхова. Прекрасный ум и честность составляли отменную черту его многострадальной жизни.
Родился Николай Семенович 16 февраля 1831 года в селе Горохове, недалеко от Орла. «Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой,»-вспоминает будущий наш писатель. В деревне жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками его были крестьянские дети, с которыми он жил и сживался душа в душу. Простонародный быт знал до мельчайших подробностей.
В доме Страховых юный Лесков научился, как прилично вести себя в обществе, не дичился людей и имел пристойные манеры - вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано научился болтать по-французски. Учился в Орловской гимназии.
Когда Н.С.Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, где живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая II, снятие многих запретов, предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.
Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны были образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 годы.
За 3 года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и легко жил.» Итак, мы познакомились с биографией известнейшего русского писателя XIX века, Н.С.Лескова. Теперь представим, что мы на ЕГЭ.
Выбери правильный ответ (Работаем быстро: 5 правильных ответов-«5»)
1.От чего произошла фамилия Лескова?
А)предки были лесничими;
Б)от названия реки;
В)от села Лески;
Г)предки были рыбаками.
2. Где родился Лесков?
А)в селе Горохово Орловского уезда;
Б)в Москве;
В)в Тарханах;
Г)в Ясной Поляне.
3.В каком веке жил и творил Н.С.Лесков?
А)в 18 в;
Б)в 19 в;
В)в 20 в;
Г)в 17 в.
4.С кем дружил Лесков в детстве?
А)с крестьянскими детьми;
Б)с дворянскими детьми;
В)с детьми рабочих;
Г)с детьми военных.
5.На каком языке кроме русского, рано начал говорить Лесков?
А)на английском;
Б)на итальянском;
В)на немецком;
Г)на французском.
6.Лесков учился вА)Московской гимназии;
Б)Царскосельском лицее;
В)Орловской гимназии;
Г)Петербургской гимназии.
Лучший биограф в нашем классе- это …
Прозаики
В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым опытом.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881 г) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Юрия Нагибина.
В первых созданиях «Сказ…» имел предисловие:
«Я записал эту легенду в Сестронецке по сказу старого оружейника. Меня заинтересовал этот вопрос происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали.»» Но вскоре автор сам «разоблачил себя: «я весь рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
Как вы думаете, зачем все-таки Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Он хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории).
Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ.
Заглянем в словарь: «Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».
Запишем определение в тетради.
Действие сказа происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Поездка Александра с Платоновым в Лондон- исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года.
Лингвисты
Рассказчик сказа, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой . В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, исторические персонажи – Александр 1 и Платов – показаны с точки зрения простолюдина.
Когда вы читали сказ «Левша», то обратили внимание на новые, необычные слова?
Задумались ли вы как они образуются?
Новые слова образуются., когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяет их так, чтобы было «понятнее».
Например:
Мелькоскоп -микроскоп,
Долбица -таблица,
Двухсестная -двухместная,
Кемалиды-пирамиды.
В учебнике есть толкование этих слов. А какова подобных слов в тексте? Как Вы считаете? Какие элементы фольклора Вы заметили в сказе?
Есть зачин, повторы. Концовка содержит назидание : «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - и в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
Как вы думаете, из какой пословицы «вырос» сказ Н.с. Лескова? (Дело мастера боится)
Надеюсь к следующему уроку, мои дорогие знатоки литературы, все вы прочитаете удивительный сказ «Левша».
Любознательные
«если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал».
(император Александр Павлович)
Мечта императора сбылась: на Руси были и есть мастера. Современный Левша пишет иконы на рисовых зернах.
В Московском музее книжных знаков проходит выставка «Графика». Особый интерес представляют иконы –гравюры Андрея Рыкованова из Омска. Современный «Левша» делает их на рисовых зернышках. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса…
Кудесник из Хмеринки В 23 музее страны находятся микроминиатюры народного умельца Михаила Маслюка.
Главные его работы - «невидимки», каждая и которых меньше, чем десятые доли пылинок, повисших в воздухе. Только в сильный микроскоп увидишь автомобиль в сравнении с жалом комара. На нем в 4 ряда может разместиться 1200 таких автомобилей. Под сильнейшим микроскопом находится паровоз в 20 миллионов раз меньше макового зерна…
Более 500 микро-шедевров создал заслуженный мастер народного творчества - Михаил Григорьевич Маслюк
Мастер своего дела, художник, автор книги «Народный костюм Воронежской области», родился в с.Клеповка. Это Пономарев Петр Денисович.
Вывод по уроку
…Земля наша сильно людьми знаменита,
В которых – надежда, в которых спасенье.
Эти слова известного поэта Р. Рождественского можно отнести ко всем «мастерам», талантам земли нашей русской, в том числе к писателю- Николаю Семеновичу Лескову.
На этой ноте позвольте закончить урок. До свидания! До новых встреч!