Конспект урока по новелле П. Мериме Маттео Фальконе.


Тема:
Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Оборудование: презентация.
План урока.
1.Организационный момент.
(1 слайд) Слово учителя:
Мне дорог тот общенья миг,
Который радостно расцвечен,
Когда мой каждый ученик
Спешит открыться мне навстречу.
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, и я очень надеюсь, что вы порадуете своей работой на уроке и меня, и моих коллег.
2. Проверка домашнего задания.
А)-К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать страницы учебника о Проспере Мериме, познакомиться с новеллой « Маттео Фальконе»,составить план и сделать необходимую словарную работу.
-Что такое новелла? (Новелла- небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.)Б) Насколько внимательно вы читали текст, мы проверим, восстановив перепутанную логическую цепочку.
Джанетто схвачен. 5
Серебряные часы в руках сержанта. 4
Один дома. 1
Возвращение родителей. 6
Проклятие Маттео. 7
Монета за помощь. 3
Джанетто в засаде корсиканских солдат. 2
Правосудие совершено. 9
Первый предатель в роду Фальконе. 8
На эту работу вам отводится 2 минуты. Можете пользоваться вашими домашними заготовками к уроку.+ ПРОВЕРКА У ДОСКИ. Сравните в группах, внесите необходимые поправки.
3.Работа по теме урока:
А)-Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Юрия Давидовича Левитанского слайд)
Каждый выбирает для себяЖенщину, религию, дорогу.Дьяволу служить или пророку –Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себеСлово для любви и для молитвы.Шпагу для дуэли, меч для битвыКаждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себеЩит и латы. Посох и заплаты.Меру окончательной расплаты.Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя.Выбираю тоже – как умею.Ни к кому претензий не имею.Каждый выбирает для себя.
-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какое слово вы бы определили как ключевое в этом стихотворении?( слайд)
?
-Это слово будет и ключевым в теме нашего урока. Но вы должны были из словаря выписать ещё одно слово, которое в составе словосочетания с ключевым словом поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. О каком слове я говорю? НРАВСТВЕННЫЙ-отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали. Н. человек. Н. поступок. Н-ое поведение. Н-ое отношение к женщине.Н-ое отношение к животным, к природе. Политика должна быть нравственной.
 
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
(слайд) Нравственный выбор героев. (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца? )(по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»)
-Каковы цели урока:
( слайд) 1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.
2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе.
3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы.
4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Б) В ходе сегодняшней работы мы будем пользоваться приёмом «фишбоуна».
-Какую проблему мы должны решить ? (Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?)
Б)Групповой практикум.
1 группа
1. Где и когда происходят события новеллы? (действие рассказа происходит в начале XIX века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы – вот место развития событий.)2. Какую форму выбирает Мериме, когда описывает место действия? (Мериме выбирает форму прямого разговора с читателем, как будто объясняя ему маршрут «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо в глубь острова, то местность начнёт довольно круто подниматься, и после трёхчасовой ходьбы по извилистым тропкам, загроможденных большими облаками скал и кое-где пересеченными оврагами, выйдешь к обширным зарослям маки». Эти непроходимые заросли молодого леса Мериме называет «родиной корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Так писатель дает читателю знак: речь пойдет о тех, «кто не в ладах с правосудием». Попутно мы узнаем, что земледельцы не утруждают себя удобрением почвы, а идут по такому пути: выжигают лес, и почва оказывается удобренной золой сожженных деревьев.)       Когда мы читаем новеллу «Маттео Фальконе», мы явственно чувствуем, что с нами говорит не автор, не сам Мериме, а кто-то другой — человек, который путешествовал, был на Корсике и лично знаком с Маттео Фальконе и его женой: «Когда в 18... году я посетил Корсику, дом Маттео Фальконе находился в полумиле от этого маки».Мы хорошо понимаем, что перед нами рассказчик, когда во втором абзаце читаем совет бежать в маки, если вы убили человека: конечно, всерьез автор не мог дать читателю такой совет.      Нам кажется, что этот рассказчик сидит в кругу своих знакомых, может быть попутчиков в далеком путешествии, и рассказывает им о том, что ему довелось увидеть и узнать, как он жил среди народов, традиционный уклад которых резко отличается от того, к чему привыкли слушатели. Причем из рассказа нам ясно, что слушатели этого рассказа на Корсике не были, потому что в виде коротких замечаний рассказчик вставляет сведения о быте и нравах Корсики — например, описывает жилище корсиканца («состоит из одной квадратной комнаты») и отношение типичного корсиканца к женщине («...никакая ноша, кроме оружия, недостойна мужчины», «Долг хорошей жены — во время боя заряжать ружье для своего мужа»).      Интонации обращения к слушателям создают эффект присутствия в кругу беседующих: «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо в глубь острова...», «Надо сказать, что корсиканский земледелец...», «Если вы убили человека, бегите в маки Порто-Веккьо...», «Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого...», «Но о нем рассказывали, что в Корте, откуда он взял себе жену...»      Рассказчик не говорит нам последовательно и подробно об обычаях корсиканцев, он вставляет необходимую информацию между делом, как всем известную. Но именно этот художественный прием заставляет нас словно бы спотыкаться на неожиданных сообщениях и читать новеллу с особенным вниманием.
3.Мериме использует обращение к читателю: «Если вы убили человека, бегите в маки…»).-- Что это значит? (он не призывает читателя убивать. Эта ироничная форма нужна Мериме, чтобы читателю было понятно: другого варианта у корсиканца в подобных обстоятельствах нет, дело на Корсике обычное, так заведено в этой местности. Самое интересное, что Мериме, так подробно. Со знанием дела описывая Корсику, не был там. Из примечания мы узнаём, что впервые писатель оказался на Корсике лишь через 10 лет после написания новеллы.).      Пастухи Корсики чувствуют себя полными хозяевами той земли, на которой они пасут стада, и живут по неписаным, но твердым законам. Они вольны жить так, как считают нужным, и ощущают единство особенно явственно тогда, когда находятся в оппозиции к кому-либо (как правило, к официальной власти и ее представителям). Соответственно они считают своими и других людей, неугодных власти, то есть преступников.      Доброе ружье, порох и пули нужны для того, чтобы уметь подстрелить себе дичь, которая в изобилии водится в маки.
4.. Прочитайте по ролям отрывок со слов с.270«Прошло уже несколько часов…» до слов с 271 «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.
(«Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров».      Вольтижеры — это стрелки, набираемые правительством для помощи полиции, это те же свободные корсиканцы, но выступавшие на стороне полиции, то есть официальной власти. Вольтижеры хорошо понимают тех людей, которые скрываются в маки: ведь они и сами могут оказаться или когда-то оказывались на их месте.      «— А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разрешения?      — Он скажет, что ты хорошо сделал!»      Маттео Фальконе, человек, живущий рядом с маки, считал территорию вокруг своего дома неотъемлемой частью своих владений, только он мог распоряжаться здесь. Вторжение власти на свою территорию без разрешения он мог посчитать личным оскорблением. Но бандит был человеком маки, он подвергался преследованию, и Фальконе всегда бы спрятал того, кого преследуют.)4.Составьте синквейн.
5.Заполните таблицу ПМИ.
2 ГРУППА
1.Перескажите близко к тексту отрывок со слов С 271 «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов С 274«Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?
2. . Прочитайте по ролям отрывок со слов с274«Фортунато поднял левую руку…» до слов с276 «…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие душевные противоречия испытывает каждый из них?
3.Составьте синквейн.
4.Заполните таблицу ПМИ.
3 ГРУППА
1.Прочитайте по ролям отрывок со слов С.276 «Наконец он принял смелое решение…» до слов С.277 «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта?(      .«Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место».      Жил честно, то есть ничего не делая — эта фраза гротескно обрисовывает современную П. Мериме ситуацию во Франции времени развивающегося капитализма, когда многие состоятельные люди жили на доходы от вложения капитала и с полной уверенностью считали, что они живут честно. Так жили и в городах Франции — недаром французский капитализм того времени называется ростовщическим.      «Такое необыкновенно высокое искусство доставило Маттео Фальконе большую известность. Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом...»      В закрытых обществах часто существует культ силы. Понятие друг в таких обществах означает, что человек, называемый другом, выступает в бою на твоей стороне.
.  «Его жена Джузеппа родила ему сначала трех дочерей (что приводило его в ярость) и наконец сына...»      Положение женщины в закрытом обществе, основанном на доминировании мужчины, всегда унизительно. Мужчина стремится к продолжению рода, к передаче своего имени, причем продолжателем рода считается только мужчина, женщина же уходит в семью мужа и принимает его фамилию, поэтому продолжательницей рода не считается.      «Дочери были удачно выданы замуж: в случае чего отец мог рассчитывать на кинжалы и карабины зятьев».      Удачно выданы замуж — значит выданы по желанию и воле отца за людей, которые придерживаются тех же взглядов, что и сам Маттео Фальконе. Соответственно, они всегда готовы в случае возникновения какого-либо конфликта с властью или другой силой принять сторону тестя
Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
      «Женщина с трудом шла, согнувшись под тяжестью огромного мешка с каштанами, в то время как муж шагал налегке с одним ружьем в руках, а другим — за спиной, ибо никакая ноша, кроме оружия, недостойна мужчины».      «Долг хорошей жены — во время боя заряжать ружье для своего мужа».      Положение женщины в те времена на Корсике было невыносимо, с нашей точки зрения. Но не будем забывать, что и в наше время есть общества и страны, где женщина находится в подобном, униженном положении.      «— ...Мы только что накрыли Джаннетто Санпьеро.      — Слава Богу! — вскричала Джузеппа. — На прошлой неделе он увел у нас дойную козу.      Эти слова обрадовали Гамбу.      — Бедняга! — отозвался Маттео. — Он был голоден!      — Этот негодяй защищался как лев, — продолжал сержант, слегка раздосадованный...»      Джузеппа отвечает как хозяйка, а Маттео — как человек, который понимает, в каком положении находился скрывающийся в маки бандит, у которого кончились патроны. Сержант чутко следит за реакциями мужа и жены и подыгрывает хозяевам.      «Он убил одного моего стрелка и раздробил руку капралу Шардону; ну, да это беда невелика: ведь Шардон — француз...»      Корсиканцы с презрением относятся к французам как к людям другой нации, иного общества, в котором царят совершенно другие, чуждые корсиканцам порядки — на взгляд корсиканца, более низкого уровня.      «— Проклятье! — чуть слышно произнес Маттео».      Упоминание фамилии Фальконе в донесении на имя прокурора воспринимается как позор, как обличение Фальконе в сделке с властью.)2. Перескажите отрывок со слов С.277«Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
(«Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, протянул ее Джаннетто.      — Прочь от меня! — громовым голосом закричал арестованный.      Затем, обернувшись к одному из вольтижеров, он промолвил:      — Товарищ! Дай мне напиться.      Солдат подал ему флягу, и бандит отпил воду, поднесенную рукой человека, с которым он только что обменялся выстрелами».      Участники погони честно играли принятые на себя роли; Фортунато принял на себя роль спасителя, но ради денег изменил своему слову, и это сделало его изгоем.      «Запинаясь и плача, мальчик прочитал „Отче наш“ и „Верую“. Отец в конце каждой молитвы твердо произносил „аминь“».      Корсиканцы считали себя католиками, но их католицизм во многом был внешним, обрядовым, не затрагивающим основ понимания мира личности.      Молитвы, прочитанные сыном, и мысль о Христе, главная заповедь которого — милосердие, не помогли ему найти в сердце любви и простить проступок сына.      «— Что ты сделал? — воскликнула она.      — Свершил правосудие.      — Где он?      — В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нему панихиду».      Поразительное для нас отчуждение от собственного ребенка при полном непонимании того, что в 10 лет ребенок не может и не должен нести взрослую ответственность за совершенное, ибо он только учится правильно поступать. Маттео мечтал о сыне многие годы, был по-своему счастлив 10 лет. И теперь он без колебаний убивает сына, вместо того чтобы через свершившееся помочь ему никогда больше так не поступать.)4.Составьте синквейн.
5.Заполните таблицу ПМИ.
В). Просмотр кинофильма(сцена убийства)
4 ГРУППА
1. Сопоставление двух сцен: казнь Андрия (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе».-- С каким произведением можно сравнить эту сцену? (Иллюстрация – Тарас и Андрей).--За что убил Тарас сына? (За то, что предал Отчизну, веру, казаков).
- Почему герои этих произведений решаются на такой страшный поступок
--Продиктовано ли оно логикой раскрытия художественного характера? (В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру. Казаков. Сын Маттео Фортунатто также живёт не по человеческим, не по христианским законам: он выдал своего гостя представителю власти. Чтобы смыть позор с семьи, Маттео отводит Фортунатто в маки, но не сразу убивает его, а сначала приказывает ему молиться, чтобы Фортунатто умер христианином. У Тараса Бульбы были даже более веские причины для убийства сына. Фортунато выдал одного человека, бандита. К тому же угрожавшего ему. А андрий предал всех казаков, предал веру, предал родину. Но предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.)2. Как связаны эти писатели с П.Мериме : А.С Пушкин и Н.В.Гоголь ? Гоголь перевёл новеллу на русский язык.Мериме знал русский язык,русскую л-ру. Перевёл « Пиковую даму», «Цыганы» Пушкина, ряд произведений Гоголя.) Одним из переводчиков новеллы Мериме в России был Н.В.Гоголь. (Он помогал сделать стихотворный вариант перевода В.А.Жуковскому.)
4.Составьте синквейн.
5.Заполните таблицу ПМИ.
IV.Подведение итогов.-Кто же виноват в смерти Фортунато?
(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
-Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? ( В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)Мы убедились, насколько сложен и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна -значит «удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.
Итак, мы убедились, что для понимания характера литературных героев надо учитывать время и те обстоятельства, в которые он поставлен.
Также мы должны учесть , что в дикие маки начинают проникать денежные отношения, меняются нравы. Это уже реализм.(подкупают Фортунато часами. Отец думает о новом наследнике, которым собирается сделать зятя, не успев схоронить сына.)Но несмотря на смягчение законов, гуманизм, и сегодня важно сохранять чувство долга, чести, и сегодня относятся с презрением к предательству. Какое произведение, которое мы изучали, затрагивает эту же проблему? («Капитанская дочка», которая советует «Береги честь смолоду».) В нем заключается идея высокой нравственности, чести, верности, долгу, присяге, человеческого достоинства, которые человек должен принести через любые испытания. Эта пословица, дошедшая до нас из глубины веков, была и остается прекрасным напутствием для каждого молодого человека. Потому что есть понятия, которые являются во все века самыми важными, есть запреты, которые «нельзя нарушать».
--Вспомните пословицы на эту тему? (Вина ребенка – вина родителей. )Вот мы сегодня убедились, как для понимания характера литературного героя важно учесть время и обстоятельства.
- Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Ни то ,и ни другое. Маттео совершает поступок, какой ему диктовали местные обычаи, его собственное понимание человеческого достоинства.
Один великий человек сказал,
что самое главное – не осуждать и не оправдать, а понять,
почему человек так поступил.
Наверное, мы должны понять поступок Маттео, перенестись в те далекие времена.
-Итак, каков же Маттео? Составьте синквейн(3 минуты)
-Слово учителя: чтение стихотворения Яшина.
IV. Рефлексия. Составление таблицы ПМИ.
V. Домашнее задание.
Письменно ответить на один из вопросов:
1.В чём вина и беда Фортунато?
2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?