Презентация по литературе на тему Философская лирика Пушкина (9 класс)


Презентация по литературе9 классФилософская лирика А. С. Пушкина Учитель Фомина С.В., Сущность Человека как проблема философии.Философская лирика А. С. Пушкина Философия (греч. philosophнa - любовь к мудрости, от philйo - люблю и sophнa - мудрость)общие принципы бытия и познания;отношении человека и мира; всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и на место в нём человека. Философия гедонизма Конец 18 начала 19 века – увлечение французскими просветителями : Вольтером, Дидро, Руссо. Атеистическая философия Вольтера повлияла на мировоззрение молодого Пушкина. Среди лицеистов господствующим миросозерцанием был Философский гедонизм ( от греч. слова гедоне –Наслаждение ) Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. 26 мая 1828 г. Вопросы и задания к стихотворению «Дар напрасный, дар случайный» Почему власть Дарителя названа враждебной? Для чего же тогда сердце, наполненное страстью? Взволнованный сомненьем ум? Какова тема этого стихотворения? В чём его идея? Какова цель жизни? Вечные вопросы Кто Я ? Зачем Я живу? Что делать? Что будет после меня? Вопросы и задания к стихотворению "Отцы - пустынники и жены непорочны..." На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть? Вчитайтесь в первую строфу. С какой целью, по мнению автора, сложено "множество торжествен- ных молитв"? Как понять слова « сердцем возлежать во области заочны» ? От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему «любоначалие» названо автором «змеёй сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации? Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, какие -- приобретать? Почему? «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.» Сопоставьте пушкинское стихотворение с текстом молитвы: Философская антропология орудийная деятельность способностьабстрактномыслить способностьосваиватькультуру социализацияЧЕЛОВЕКА Концепция философской антропологии Изначальная биологическая незащищённость человека порождает его активность, связь с миромЧеловек обречён на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованиюЧеловек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в другихЧеловек – центр пересечения двух начал – «порыва» и «духа»Их единство и образует сущность ЧеловекаЕдинство Природного и Социального Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям, это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы ( в русской поэзии приобретает философское звучание) размышлений лирического героя * * *Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды —И чей-нибудь уж близок час.Гляжу ль на дуб уединенный,Я мыслю: патриарх лесовПереживет мой век забвенный,Как пережил он век отцов.Младенца ль милого ласкаю,Уже я думаю; прости!Тебе я место уступаю:Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годинуПривык я думой провождать,Грядущей смерти годовщинуМеж их стараясь угадать.И где мне смерть пошлет судьбина?В бою ли, в странствии, в волнах?Или соседняя долинаМой примет охладелый прах?И хоть бесчувственному телуРавно повсюду истлевать,Но ближе к милому пределуМне все б хотелось почивать.И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.1829 Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и один бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и пред ликом Бога "в многолюдном храме"? Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным « ближе к милому пределу » Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения? Человек Субъектобщественно-исторической деятельности и культуры Биосоциальное существо обладает сознанием членораздельной речью нравственнымикачествами Способен изготавливать орудия труда Что предполагает деятельность? Активность, которая может быть механической, физической, биологическойДеятельность – это взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, с окружающим миромДеятельность – процесс созидательного, целенаправленного изменения мира и самого себя Человек Творец Созидатель Разрушитель Вопросы и задания к стихотворению «Вновь я посетил…» Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина? Какой образ или образы занимают центральное место? Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия? Какой художественный образ воплощает в себе мысль о вечной жизни? В чём смысл жизни по Пушкину?