Презентация по русской литературе на тему Философская лирика Н.А.Заболоцкого 10 класс


Учитель русского языка и литературы сш.им.Н.К.КрупскойХасенова Ляззат СабыровнаКатегория – высшаяСтаж – 22 года Тема урока: «Философская лирика Николая Алексеевича Заболоцкого» Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…Н. Заболоцкий Ввести учащихся в творческий мир поэта, дать представление о личности, об истоках нравственного и литературного таланта. Как стремителен бег времени!Как суетны мы в своих желаниях, стремлениях и хочется порой воскликнуть: «О, человек, остановись и оглянись на мгновенье:вспомни прошлое, загляни в будущее,подумай о смысле бытия…» Проблемные вопросы урока: В чем сущность нашего мироздания? Что есть природа? Какова миссия человека на земле? Эти трудные вопросы о жизни и смерти… «Мозговой штурм» МИРОЗДАНИЕ Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей. Детство и юность Николая Заболоцкого прошли вдалеке от столиц, в сельской местности, затем в уездном городке Уржуме, откуда был родом его отец, где поэт учился и куда со временем переселилась вся семья Заболоцких. Николай интересовался занятиями отца – биологией, химией, сельским хозяйством. Отец брал его в служебные поездки, Николай видел природу, жизнь крестьян, слушал их беседы. С семи лет Николай Заболоцкий сочинял стихи. По свидетельству Касьянова, он очень любил стихи Ахматовой. УЧЕБА В 1920 году, окончив Уржумское реальное училище, Николай Заболоцкий отправился в Москву, где и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а также на медицинский факультет – поскольку студентам медицинского выдавали хороший продовольственный паёк. Однако и этого пайка, по-видимому, не хватало для выживания. Николаю пришлось, прервав учение, вернуться домой. Но в 1921 году он снова отправился учиться, на этот раз в Петроград. В Петрограде Николай стал студентом отделения языка и литературы общественно-экономического факультета Педагогического института имени Герцена. Учась в институте, Заболоцкий продолжал сочинять стихи, некоторое время участвовал в работе студенческого литературного объединения. В 1925 году поэт окончил Педагогический институт, и в том же году изменил свою фамилию – стал писать её через «ц» и произносить с «польским» ударением – на предпоследнем слоге. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 — "Вторая книга". Ещё в студенческие годы поэт познакомился с Екатериной Клыковой, также учившейся в Педагогическом институте имени Герцена. В 1928 году Заболоцкий просил Екатерину выйти за него замуж, в 1930 году женился на нейВ 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946-м смог получить официальное разрешение жить в Москве, и тогда вызвал к себе жену с детьми. С1946 по 1948 год семья Заболоцких жила под Москвой , в Переделкино. В это время Заболоцкий снова, после долгого перерыва, начал писать стихи. В 1948 году вышла третья книга поэта. Но прежняя жизнь была невозвратна. По определению Квятковского, медитативная лирика – это «разновидность лирики, философские стихотворения, носящие глубокие раздумья над проблемами человеческой жизни, размышление о дружбе, о любви и т.д». Животные не спят. Они во тьме ночнойСтоят над миром каменной стеной.Лицо коня прекрасней и умней.Он слышит говор листьев и камней.Внимательный! Он знает крик звериныйИ в ветхой роще рокот соловьиный.И зная все, кому расскажет онСвои чудесные виденья? В чем оригинальность видения поэтом мира? ЗАДАНИЯ 1 группа2 группа3 группа Вылетев из Африки в апрелеК берегам отеческой земли,Длинным треугольником летели,Утопая в небе, журавли.Вытянув серебряные крыльяЧерез весь широкий небосвод,Вел вожак в долину изобилияСвой немногочисленный народ.Но когда под крыльями блеснулоОзеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дулоИз кустов навстречу поднялось.Луч огня ударил в сердце птичье,Быстрый пламень вспыхнул и погас,И, частица дивного величьяС высоты обрушилась на нас. Два крыла, как два огромных горя,Обняли холодную волну,И, рыданью горестному вторя,Журавли рванулись в вышину.Только там, где движутся светила,В искупленье собственного злаИм природа снова возвратилаТо, что смерть с собою унесла;Гордый дух, высокое стремленье,Волю непреклонную к борьбе-Всё, что от былого поколеньяпереходит, молодость, к тебе.А вожак в рубашке из металлаПогружался медленно на дно,И заря над ним образовалаЗолотого зарева пятно. I группа Составьте план-партитуру стихотворения ”Журавли”О чем это стихотворение? Ваши открытия Картинный план Движение чувств Художественные средства ІІІ группа - анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» по плану: Какова тема и идея стихотворения?Каким вы увидели лирического героя стихотворения?Использование фразеологизмовЧему учит стихотворение Заболоцкого? Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку,Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. А ты хватай её за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Тема стихотворения: Идея:Герой:Фразеологизмы:Вывод: II группа Защита мини -проектов Некрасивая девочка Среди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы.Двум мальчуганам, сверстникам её,Отцы купили по велосипеду.Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,Гоняют по двору, забывши про неё,Она ж за ними бегает по следу.Чужая радость так же, как своя,Томит её и вон из сердца рвётся,И девочка ликует и смеётся,Охваченная счастьем бытия. Мне верить хочется, что сердце не игрушка,Сломать его едва ли можно вдруг!Мне верить хочется, что чистый этот пламень,Который в глубине её горит,Всю боль свою один переболитИ перетопит самый тяжкий камень!И пусть черты её нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье,-Младенческая грация душиУже сквозит в любом её движенье.А если это так, то что есть красотаИ почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде? вывод:конечно не внешность, а яркая душа, обаяние духовности. Тема : философия красотыИдея: что важней: внутренняя или внешняя красота? В позолоченной комнате стиля ампир,Где шнурками затянуты кресла,Театральной Москвы позабытый кумирИ владычица наша воскресла.В затрапезе похожа она на щегла,В три погибели скорчилось тело.А ведь, Боже, какая актриса былаИ какими умами владела!Ныне домик ее превратился в музей,Где жива ее прежняя слава,Где старуха подчас удивляет друзейСвоевольем капризного нрава. Старая актриса Здесь картины, портреты, альбомы, венки,Здесь дыхание южных растений,И они ее образ, годам вопреки,Сохранят для иных поколений.И не важно, не важно, что в дальнем углу,В полутемном и низком подвале,Бесприютная девочка спит на полу,На тряпичном своем одеяле!Здесь у тетки-актрисы из милости ейПредоставлена нынче квартира.Здесь она выбивает ковры у дверей,Пыль и плесень стирает с ампира. И когда ее старая тетка бранит,И считает и прячет монеты,-О, с каким удивленьем ребенок глядитНа прекрасные эти портреты!Разве девочка может понять до конца,Почему, поражая нам чувства,Поднимает над миром такие сердцаНеразумная сила искусства! Тема стихотворения: философия естественной смены поколенийИдея: яркая душа, а не внешность или известностьВывод: жить не воспоминаниями о былом величии, известности, а оставаться личностью, умеющей сохранить в себе благородство, красоту души на протяжении всей жизни. слепой Тема стихотворения: Идея:Вывод: В чем сущность нашего мироздания? МИРОЗДАНИЕ природа человек Что есть природа?Какова миссия человека на земле?О жизни и смерти Домашнее задание:Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.Выучить наизусть стихотворение по выбору. Каковы источники нашего вдохновения, помогающие нам жить? ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ Признание Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина! Не весёлая, не печальная, Словно с тёмного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжёлые, В эти чёрные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится - не убавится, Что не сбудется - позабудется... Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?