Презентация по литературе на тему Философская лирика Пушкина (9,10 класс)


Философские мотивы в лирике Пушкина. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...А.С. Пушкин («Элегия») Кто такой философ?Какие «вечные вопросы» изучает философия? Работа с терминами Вечные философские вопросы 1. о смысле человеческой жизни, 2. о добре и зле, 3. о назначении человека, 4. о смерти и бессмертии, 5. о вере и безверии, 6. о красоте и уродстве 7. о взаимоотношениях человека и природы и др. Какие из этих вопросов рассматривал А.С.Пушкин в своей лирике? М. Горький «Философом может быть всякий..., кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец». Пушкин - философ Философская лирика А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…» (1820), «Дар напрасный, дар случайный» (1829) «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),«Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»)(1830), «Вновь я посетил…» (1835) Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?Иль зачем судьбою тайнойТы на казнь осуждена? Кто меня враждебной властьюИз ничтожества воззвал,Душу мне наполнил страстью,Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною:Сердце пусто, празден ум,И томит меня тоскоюОднозвучный жизни шум. 26 мая 1828 Вопросы Какими настроениями проникнуты строки этого стихотворения? Трагическая безысходность, тоска, ощущение бессмысленности бытия, собственной ненужности в мире Почему недоволен своим существованием поэт, почему он укоряет Бога в своем даре? "Брожу ли я вдоль улиц шумных…" (1829) Размышления о неизбежной смерти и о ценностях, которые человек может сохранить перед ее лицом. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» О чем размышляет поэт в стихотворении? На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы? .? Пушкин неустанно стремился к самосовершенствованию, к желанию познать самого себя, постичь жизненную мудрость. «Вновь я посетил…» (1835) “В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. “ (Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой) ...Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.Уж десять лет ушло с тех пор — и многоПеременилось в жизни для меня,И сам, покорный общему закону,Переменился я — но здесь опятьМинувшее меня объемлет живо,И, кажется, вечор еще бродилЯ в этих рощах.       Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей.Уже старушки нет — уж за стеноюНе слышу я шагов ее тяжелых,Ни кропотливого ее дозора. Вот холм лесистый, над которым частоЯ сиживал недвижим — и гляделНа озеро, воспоминая с грустьюИные берега, иные волны...Меж нив златых и пажитей зеленыхОно, синея, стелется широко;Через его неведомые водыПлывет рыбак и тянет за собойУбогий невод. По брегам отлогимРассеяны деревни — там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре... На границеВладений дедовских, на месте том,Где в гору подымается дорога,Изрытая дождями, три сосныСтоят — одна поодаль, две другиеДруг к дружке близко, — здесь, когда их мимоЯ проезжал верхом при свете лунном,Знакомым шумом шорох их вершинМеня приветствовал. По той дорогеТеперь поехал я и пред собоюУвидел их опять. Они всё те же,Все тот же их, знакомый уху шорох —Но около корней их устарелых(Где некогда все было пусто, голо)Теперь младая роща разрослась,Зеленая семья; кусты теснятсяПод сенью их как дети. А вдалиСтоит один угрюмый их товарищ,Как старый холостяк, и вкруг негоПо-прежнему все пусто. КОМПОЗИЦИЯ Приезд в Михайловское.Воспоминания поэта.Обращение к будущему поколению. Какой образ (какие образы) занимают центральное место в стихотворении? СОСНЫ, МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ – СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Какая идея связана с этими образами?Как поэту удаётся донести до читателя свою мысль? 1.      Какие философские вопросы рассматривает поэт?2.      Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? 3.     Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?5.      Как поэт решает проблему преемственности поколений? Поразмышляем ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ CТИХОТВОРЕНИЯ Идея вечного обновления природы.Природа и человек как её часть бессмертны.Диалектический закон жизни: на смену старому вырастает новое. Обращение поэта к потомкам Здравствуй, племяМладое, незнакомое! не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу их заслонишьОт глаз прохожего. Но пусть мой внукУслышит ваш приветный шум, когда,С приятельской беседы возвращаясь,Веселых и приятных мыслей полон,Пройдет он мимо вас во мраке ночиИ обо мне вспомянет. Вывод Своеобразие философской лирики А.С.Пушкина:1. носит личностный характер (философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний);2. звучат мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чудом преображения души, приоритетом свободы;3. эволюция жизненной позиции лирического героя. Философская лирика А.С.Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.Человек не одинок в мире, он в гармонии с ним. Домашнее задание Письменное размышление “Что я думаю, читая стихотворение “Вновь я посетил…”Выучить отрывок из стихотворения «Вновь я посетил» (на выбор).Читать «Медный всадник»