Защита форм и методов работы на уроке литературы в 6 классе по теме:» Не позволяй душе лениться!» Философская лирика Н.Заболоцкого.»


Защита форм и методов работы на уроке литературы в 6 классе по теме:» Не позволяй душе лениться!» Философская лирика Н.Заболоцкого.»Этот урок рассчитан на класс учащихся с мягкой гуманитарной профилизацией. Это учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
ЦЕЛИ, ориентированные на развитие личности ребенка:
Развитие личностно смыслового отношения к учебному предмету:
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
Применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н Заболоцкого.
На данном занятии должна реализоваться следующая задача:
формирование собственной нравственной позиции.
Формы работы: групповые, в парах, фронтальные, индивидуальные, дифференцированный подход.
Эффективность урока в том, что дети пробовали себя в частично- поисковой деятельности и исследовательской.
Организация работы с одаренными учащимися проявилась при составлении текста.
Начало урока сопровождается стих-м. Эмоциональность- одна из составных успешной работы учителя- словесника. В этом помогает использование худ. литературы, которая обладает огромными возможностями воздействия на школьников. Цель урока является метапредметной.
Обучающиеся имели возможность ознакомиться планом урока: на 1 слайде презентации был представлен весь ход предстоящего урока.
Цель урока личностно значима для ребенка и носит социально-направленный характер.
Методы: сравнительный анализ стихотворений, их мотивов, выразительных средств ;выразительное чтение произведений, составление мини-текстов по анализу и подведению итогов деятельности.
Применение наглядных материалов учитывает специфику восприятия детей.
Презентация, подготовленная учеником, о творчестве Н.Заболоцкого – задание индивидуального характера.
Дополнения к презентации выразились в полном ответе о художественном мире поэта. Здесь же проявляется сформированность коммуникативных общеучебных умений.
Работа в парах проявилась при проверке составленных текстов. Самостоятельная деятельность поискового характера проявилась в подборе стихотворений.. Оценочная деятельность осуществлялась.
Интеллектуальные умения- это важнейшие умения, поскольку они способствуют формированию положительных качеств ума, таких , как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. Степень сформированности выявляется по тому, как учащиеся строили свои высказывания по афоризмам. Вспоминали высказывания на заданную тему.: нравственность. Организационные умения во многих заданиях: наиболее рациональное использование времени при анализе стихотворения «Некрасивая девочка».
Домашнее задание носит творческий характер: написать сочинение- миниатюру на тему урока.
Учитель: Жилина С.Е.
Орфоэпическая разминка и орфографическая, синтаксическая пятиминутка, упражнение на разграничение типов связи в словосочетаниях, творческий диктант- необходимые элементы каждого урока. Эти задания есть в каждом КИМе. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы , выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости более последовательно реализовывать сознательно- коммуникативный принцип обучения, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков. Этим объясняется индивидуальное задание по созданию текста.
Здесь же проявляется сформированность коммуникативных общеучебных умений.
Самостоятельная деятельность поискового характера проявилась в решении тестов по фонетике. Оценочная деятельность осуществлялась. Дети сверили свои результаты с правильными ответами. Исследовательская деятельность индивидуального характера нашла отражение в работе с текстом по нахождению изобразительных средств языка.. В этом проявились из общеучебных умений информационные: нахождение, переработка и использование информации. Это были тексты, способ самый распространенный – нахождение ключевых слов и выражений.
Интеллектуальные умения- это важнейшие умения, поскольку они способствуют формированию положительных качеств ума, таких , как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. Степень сформированности выявляется по тому, как учащиеся строили свои высказывания по афоризмам. Вспоминали высказывания на заданную тему. Нравственность.
Организационные умения во многих заданиях: наиболее рациональное использование времени в игре «Определи пару».
Домашнее задание носит творческий характер: написать сочинение- миниатюру на тему урока.
Учитель: Жилина С.Е.
Эта же игра будет проведена в целях активизации мышления. Синонимичные найти, лишнее отыскать. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы , недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь. Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению предмета.
Богатый материал для формирования нравственности я нахожу в пословицах, поговорках, афоризмах, изречениях писателей, философов, ученых, педагогов, в крылатых словах и выражениях. Из этого мудрого и поучительного жанра, жанра афоризмов можно составить настоящий самоучитель нравственности.
У Л.Н.Толстого, как известно, был свой избранный круг мыслей и афоризмов на каждый день.
«Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку».(Л.Н.Толстой)
Формы работы: групповые, фронтальные, индивидуальные, дифференцированный подход.
Организация самостоятельной работы: тестирование. Дети проверили свои знания по фонетике и орфоэпии.
Эффективность урока в том, что дети попробовали себя в частично- поисковой деятельности и исследовательской.
Организация работы с сильными учащимися проявилась в составлении текста ..
Мультимедиа , применение целесообразно. Работа у доски или с карточками отняла бы больше времени.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз необходима для старшеклассников в первую очередь.
Композиция урока, возможно, не совсем логична, но четкость переходов от одного этапа к другому обозначена.
Большую роль отвожу практической направленности на уроке.
Эрудиция, пусть не сильно повысилась после этого занятия, но условия для этого были созданы, и дети , возможно, хотя бы задумались, как много она значит в жизни человека.
Темп ведения урока: оптимальный, доступный для учащихся.
Плотность достаточная.
Этот урок должен обнаружить пробелы в знаниях.
Психологический климат….
Уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти…
Домашнее задание , которое они получали к данному уроку, дифференцировано.
Активность и работоспособность учащихся (средняя? Высокая? Низкая?)Уровень знаний в новой ситуации…. Работа со словарями: толковым, фразеологическим, иностранных слов.
Работа над формированием общих учебных навыков заключалась и в том, что были предложены виды работ по развитию речи и все фиксировалось в тетрадях. В содержании урока организационный этап- за кулисами, этап проверки домашнего задания+, этап применения знаний и способов деятельности, этап контроля и самоконтроля+; этап коррекции+, этап рефлексии +