М.Ю.Лермонтов Стихотворение Три пальмы


Методическая разработка урока литературы в 6 классе
Разработала Нигматуллина З.Ф.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова ; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; узнать такие понятия, как аллитерация, перифраза; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Методы:
Слово учителя.
Работа в группах.
Создание таблицы.
Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
Выразительное чтение стихотворения. Анализ лирического текста.
Беседа.
Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению.
Обобщение.
Оборудование урока: учебник, словарь литературоведческих терминов, интерактивная доска, распечатки тропов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация, интернет.
Ход урока.
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
2. Введение в тему. На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)
- Чей портрет вы видите на доске?
Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Слайд 2)
- Итак, сегодня мы познакомимся еще с одним произведением М.Ю. Лермонтова. Тема урока : М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
3.Анализ стихотворения с составлением таблицы.
- в тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.
Часть плана Опорная лексика
1. Тема. 2. Идея. 3.Художественные средства. - Послушаем внимательно это стихотворение. (Слайд 3)
Вопросы на восприятие текста.
- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром) (Слайд 4)
Запишите в таблицу.
- Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Слайд 5)
Запишите в таблицу.
- Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор определяет жанр произведения, предупреждает о восточном происхождении сказания. Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называетсябалладой.) (Слайд 6)
Беседа по вопросам:
-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?
(Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за укором пальм небу, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально караван описан-вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки».-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?
- Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения) (Слайд 7, 8)
1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа
2) Их обращение к Богу. 3 строфа
3) Пальмы встречают гостей. 4, 5, 6 строфа
4) Гибель «питомцев столетий». 8 строфа
5) «Все дико и пусто кругом». 9 и 10 строфа
Беседа по вопросам.
1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)
1 ряд
- найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).
2 ряд
- какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).3 ряд
- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).
1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
Прочитайте.
2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
Прочитайте.
3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
6.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
Прочитайте.
9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
11.А вы оправдываете этих людей? Почему?
Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств. (Слайд 13)
- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
Гипербола, метафора, олицетворение, эпитет, антитеза, сравнение (в случае затруднения обращаемся к электронному словарю в интернете / ) (Слайд 14)
4.Объяснение нового. (Слайд 15)
- Вслушайтесь еще раз в строки:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
- Какие звуки повторяются? Почему?
Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (Слайд 16, 15)
- Что означают слова питомцы столетий?
(«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)
- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (Слайд 17)
5. Самостоятельная работа (работа в парах) (Слайд 18)
- Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках
Кувшины, звуча, налились водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.
И только замолкли – в дали голубойСтолбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду сорвали с них малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
(Коллективная проверка с комментированием тропов). (Слайд 19, 20, 21)
-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.
6. Итог урока.
- Ответим на главные вопросы урока:
- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.
1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).
Выставление оценок.
7. Рефлексия. (Слайд 22)
1. «Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
«Разноцветные пальмы». ( Заранее подготовить и вырезать из разноцветных листов бумаги формата А4 пальмы. Учащимся предлагается выбрать пальму того цвета, который им больше нравится. По цвету, выбранному детьми, определяем настроение в процессе урока. Красный – уверенность в себе, активность в процессе урока, творческий потенциал; Синий – концентрация внимания, взаимопонимание, изобретательность; Зеленый – гармония, душевность, здоровье; Желтый - любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарит чувство юмора. Затем эти пальмы прикрепить на интерактивную доску в середину слайда с коллажем из пальм со словами: «Ребята, пальмы в стихотворении погибли, но мы с вами возродили их к жизни»)8.Домашнее задание (Слайд 23)
Какое из изученных стихотворений М.Ю. Лермонтова произвело на вас большее впечатление и почему? Расскажите об этом в форме мини-сочинения (8-10 предложений). Нарисуйте иллюстрации к своей работе.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Три пальмы» наизусть (по желанию).