Программа курса пред профильной подготовки учащихся 9-х классов «Попробуй сам»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г. СЫЗРАНИ»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Председателя
Экспертного совета
Заместитель директора по УПР
(руководитель технического
профиля)
________________ _____________В.В. Колосов
«______» ___________ 2016 . «____» ________ 2016 г.
Программа курса пред профильной подготовки
учащихся 9-х классов

«Попробуй сам»
Леонтьев Константин Александрович, преподаватель спец. дисциплины
г. Сызрань
2015 г.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
программы практико-ориентированного курса
по предпрофильной подготовке
Организация-организатор КПП:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Губернский колледж г. Сызрани».
ГБПОУ «ГК г. Сызрани».
Наименование программы
«Попробуй сам»
(Переработка нефти и газа)
Уч. год начала реализации программы 2016/2017
Автор программы:
ФИО (полностью) и должность
Леонтьев Константин Александрович, преподаватель спец. дисциплины
Раздел классификатора образования, к которому относится
основная профессия/специальность 240101.02 Машинист технологических насосов и компрессоров
УГС классификатора образования,
к которому относится
основная профессия/специальность Инженерное дело, технология и технические науки. Химические технологии.
Уровень профобразования программы
(СПО, СПО/ВПО, ВПО) СПО
Строки 5, 6 и 7 – с опорой на Приложения 1 и 2

Пояснительная записка
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов с ориентацией на технические науки и химические технологии.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.
Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Инженерное дело, технология и технические науки. Химические технологии».
Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки. Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания.
Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.
Актуальность программы определяется тем, что профессия машиниста технологических установок является одной из привлекательных профессий и востребованной на территории Самарской области
Целью реализации данной программы является:
создание для школьников необходимых условий осознанного выбора своей дальнейшей учебной либо профессиональной деятельности,
удовлетворение существующих или проявляющихся жизненных запросов на этапе завершения основного общего образования.
Задачи:
создание системы мониторинга развития личности учащихся 9-х классов;
практическая направленность деятельности учащихся через метод учебного проекта;
проведение проф. ориентационной работы для выявления первичных проф. намерений;
создание условия для формирования умения работать в группе;
дать школьникам представление о нефтепереработке как специфической деятельности человека.
В результате обучения учащиеся будут знать:
специфику работы машиниста технологических насосов;
порядок пуска и остановки центробежных насосов,
применяемые насосов при переработке нефти и получения нефтепродуктов;
технологию обслуживания и ремонта;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты, экологической безопасности;
особенности, назначение и содержание профессиональной деятельности в зависимости от направления образовательной подготовки;
значимые профессиональные качества, способности и компетенции, необходимые специалисту в данной области;
перспективы развития нефтепереработки в мире, стране, регионе, городе.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
применять полученные знания и умения в ходе своего профессионального самоопределения;
выполнять начальные профессиональные умения, касающиеся практической деятельности специалистов в области нефтепереработки.
В рамках курса предусмотрен текущий и итоговый контроль. Формы текущего и итогового контроля:
- тесты
- самостоятельные работы,
- устный опрос
Результаты контроля будут свидетельствовать:
об уровне собственной профессиональной подготовленности учащихся;
об уровне знаний учащихся о специфике профессиональной деятельности по направлениям нефтепереработке;
об изменении исходного уровня информированности для самоопределения относительно выбора вида и направления деятельности в нефтепереработке.
Организация, формы и методы работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Используются следующие формы обучения:
лекции;
групповые дискуссии,
практические работы,
Специфика программы: использование современных технологий изложения теоретического материала, а также проведение практических занятий в лаборатории «Процессы и аппараты».
Количество участников одной группы должно быть 8-15 человек.
Для практических занятий в лаборатории «Процессы и аппараты» у учащихся должна быть спец.одежда, для работы в лабораториях.
Курс носит ознакомительный характер, рассчитан на 11 часов учебных занятий, из которых 70 % учебного времени выделено на практическую деятельность.
Учебно-тематический план

п/п Разделы, темы Всего часов в том числе Форма контроля
Преподавателя
Теор.
занятия Практ.
Занятия 1. Раздел I. Эксплуатация насосных установок 5 2 3 Тема 1. Подготовка к пуску и пуск центробежных насосов
Практическая работа № 1.
Пуск одиночного насоса с изменением скорости вращения вала приводного электродвигателя 2 1 1 Лекция, Практическая работа
Тема 2. Параллельная и последовательная работа центробежных насосов
Практическая работа № 2. Пуск насоса при параллельном подключении и последовательном изменением скорости вращения вала приводного электродвигателя) 1,5 0,5 1 Дискуссия, Практическая работа
Тема 3. Кавитация о ее влияние на работу насоса
Практическая работа №3
Моделирование и визуализация кавитации 1,5 0.5 1 Лекция, Практическая работа
2. Раздел II.
Ремонт насосных установок 4,5 0,5 4 -
2.1. Тема 1. Разборка и дефектовка центробежных насосов Практическая работа №4 Разборка центробежного насоса с помощью компьютерного тренажера
Практическая работа №5
Разборка центробежного насоса в ручную 3,5 0,5 2
1 Дискуссия, Самостоятельная работа Практическая работа
2.2. Тема 2. Уплотнения насосов
Практическая работа № 6
Замена сальника. 1 - 1 Лекция, Практическая работа
3. Раздел III. Подведение итогов. 1 0,5 0,5 -
1.
Тема 1. Обобщающее занятие. 1 0,5 0,5 Анкетирование.
Беседа-опрос.
ИТОГО: 11 3 8 -

Программа
предпрофильного курса по выбору учащихся 9 классов
«Попробуй сам»
Раздел I. Эксплуатация насосных установок (5 час).
Тема 1. Подготовка к пуску и пуск центробежных насосов (1час)
Классификация центробежных насосов. Подготовка насосной установки к работе. Особенности пуска и остановки центробежных насосов. Устройство
Практическая работа № 1. Пуск одиночного насоса с изменением скорости вращения вала приводного электродвигателя (1час)
Учащиеся самостоятельно проводят пуск и остановку одиночного насоса изменяют скорости вращения вала приводного электродвигателя, снимают показания в автоматическом режиме.
Форма занятия: урок-лекция, инструктаж по технике безопасности, практика.
Место проведения: лаборатория «Процессы и аппараты».
Оборудование Стенд испытания водяных насосов № Н128D/W
Тема 2. Параллельная и последовательная работа центробежных насосов (0,5ч)
Параллельная и последовательная работа, ее назначении и применение в производственном процессе.
Практическая работа № 2. Пуск насоса при параллельном подключении и последовательном изменением скорости вращения вала(1ч)
Учащиеся самостоятельно проводят пуск и остановку, переключения с параллельной на последовательную работу
Форма занятия: урок- дискуссия, практика.
Место проведения: лаборатория «Процессы и аппараты».
Оборудование: Стенд испытания водяных насосов № Н128D/W
Тема 3. Кавитация о ее влияние на работу насоса(0,5ч)
Виды кавитации. Влияние кавитации на работу и производительность насосов.
Практическая работа №3 Моделирование и визуализация кавитации(1ч)
Учащиеся самостоятельно проводят кавитацию многоступенчатого насоса и визуализирую кавитацию с помощью стробоскопа.
Форма занятия: Лекция, Практическая работа
Место проведения: лаборатория «Процессы и аппараты».
Оборудование:
- стенд испытания водяных насосов № Н128D/W
- стробоскоп
Раздел II.
Ремонт насосных установок
Тема 1. Разборка и дефектовка центробежных насосов
Виды и способы ремонта наносного оборудования определение дефектов. Технология разборки консольных насосов.
Практическая работа №4 Разборка центробежного насоса с помощью компьютерного тренажера(2ч)
Учащиеся самостоятельно под руководством преподаватель на тренажере разбирают центробежный насос. Определяют последовательность разборки замеряют биения определяют допуски
Практическая работа №5 Разборка центробежного насоса в ручную. (1ч) Учащиеся самостоятельно под руководством преподаватель производят разборку вихревого насоса.
Форма занятия: Дискуссия, Самостоятельная работа. Практическая работа
Место проведения: лаборатория «Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства». Компьютерный класс
Оборудование: Компьютеры
Насос марки ВК
Штангенциркуль разметочный ШЦ -1 ( 0.05)
Шаблоны резьбовые
Микрометры
Угольник поверочный
Калибр скобы
Калибр пробки
Молоток слесарный
Пассатижи
Отвертки слесарные
Ключи рожковые
№12-14
№12-13
Съемник
Шприц для смазки
Торцевые уплотнения
Тема 2. Уплотнения насосов
Виды уплотнений их назначение.
Практическая работа № 6 Замена сальника.(1ч)
Учащиеся самостоятельно под руководством преподаватель меняют сальниковую набивку у консольного насоса.
Форма занятия: Лекция, Практическая работа
Место проведения: лаборатория «Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства»
Оборудование:
Насос марки ВК
Молоток слесарный
Пассатижи
Отвертки слесарные
Ключи рожковые
№12-14
№12-13
Крючки специальные
Сальникова нить
Раздел III. Подведение итогов (1 час).
Тема 1. Обобщающее занятие (1 час).
Подведение итогов курсовой подготовки. Анкетирование с целью анализа и оценки проведенных мероприятий и выявления отношения учащихся к профессии в области нефтепереработки и нефтехимии, их мотивационной направленности в выборе профессионального образования в данной сфере.
Форма занятия: урок-беседа, анкетирование.

Информационное обеспечение
Теоретические занятия проводятся в аудитории с использованием мультимедиа и проекционным оборудованием.
Практические занятия проводятся в лаборатории «Процессы и аппараты» с использованием стенд испытания водяных насосов № Н128D/W, лаборатория «Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства» с использованием насосов инструментов и приспособлений, методик проведения практических работ.
Перечень практических работ:
Практическая работа № 1. Пуск одиночного насоса с изменением скорости вращения вала приводного электродвигателя;
Практическая работа № 2. Пуск насоса при параллельном подключении и последовательном изменением скорости вращения вала приводного электродвигателя);
Практическая работа №3 Моделирование и визуализация кавитации;
Практическая работа №4 Разборка центробежного насоса с помощью компьютерного тренажера
Практическая работа №5 Разборка центробежного насоса в ручную
Практическая работа № 6 Замена сальника.
Перечень демонстраций:
Учебные фильмы: «Разборка и замена сальников у моноблочных насосов»,
Стенд испытания водяных насосов № Н128D/W.

Список литературы
Ахметов Р. С. Технология глубокой переработки нефти и газа УФО: ГИММ, 2012
Ведерников М.И., Рудой И.В. «Машинист компрессорных и насосных установок химической промышленности», Москва, 2013г.
Мартынов Н.В. «Вихревые насосы для нефтяной промышленности», Москва, 2011г.
Черкасский В.М., Романова Т.М., Кауль P.A. «Насосы, компрессоры, вентиляторы», Москва, 2012г.
Веригин И.С. «Компрессорные и насосные установки» М.: Академия, 2013
Горшков Б. И. «Автоматическое управление» М.: Академия, 2013
Мановян А. К. Технология переработки природных энергоносителей – М.: Химия, колос, 2011
Семидуберский М.С. «Насосы, компрессоры, вентиляторы» М.: Высшая школа, 2011.
Информация об авторах

Название программы Попробуй сам
Фамилия Леонтьев
Имя Константин
Отчество Александрович
Место работы ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Должность Преподаватель спец. дисциплины
Контактный телефон 8 (8464) 99-49-80, 89372346387
Е-mail
Аннотация
Название программы: «Попробуй сам »
Наименование организации: ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Авторы:
Леонтьев Константин Александрович, преподаватель спец. дисциплины.
Курс позволяет учащимся 9 классов получить представление о особенности профессий машиниста технологических насосов.
Курс дает возможность ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности по всем направлениям. Кроме того, обучающиеся смогут получить подробную информацию о востребованности профессии на региональном рынке труда, а также о требованиях, предъявляемых к специалистам данной профессиональной сферы.


Приложение № 2 .
Схема знакомства учащихся с профессией
Профессиональные обязанности и цель труда
Машиниста технологических насосов:
иметь практический опыт:
технического обслуживания и ремонта;
выполнения слесарных работ;
обеспечение безопасных условий труда;
ведения процесса транспортировки жидкости и газов соответствии с установленным режимом;
регулировать параметры процессов транспортировки жидкости и газов на обслуживаемом участке;
ведение процессов осушки газа;
регулирование технологического режима осушки газа;
эксплуатация электротехнического оборудования;
обеспечение безопасной эксплуатации производства.
уметь:
выполнять правила технического обслуживания насосов, компрессоров, оборудования осушки газа;
готовить оборудования к ремонту;
обеспечивать соблюдение параметров технологического процесса;
эксплуатировать оборудования тля транспортировки жидкости, газа и осушка газа;
осуществлять контроль расхода транспортируемого продукта по показаниям КИП;
отбирать пробы на анализ;
производить розлив, затаривание и транспортировку продукции на склад;
вести учет расхода продукции, эксплуатируемых и горюче-смазочных материалов, энергоресурсов;
проводить ремонт оборудования и установок;
контролировать эффективность работы оборудования;
соблюдать правила пожарной и электрической безопасности;
предупреждать и устранять неисправности в работе насосов, компрессоров и оборудования осушки газа;
осуществлять контроль за образующимися при производстве продукции отходами ,сточными водами, выбросами в атмосферу, методами утилизации и переработки;
осуществлять выполнение требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности при ремонте оборудования и установок;
оценивать состояние техники безопасности, экологии на установках осушки газа, в насосных и компрессорных установках;
оформлять отчетно-техническую документацию;
выполнять правила экологической безопасности.
знать:
основные закономерности технологии транспортировки жидкости и газов;
основные закономерности осушки газа;
технологические параметры процессов, правила их измерения;
назначение, устройство и принцип действия средств автоматизации;
схемы насосных и компрессорных установок, правила пользования ими;
схемы установок осушки газа;
промышленную экологию;
основы промышленной и пожарной безопасности;
охрану труда;
метрологический контроль;
правила и способы отбора проб;
возможные нарушения режима, причины способы устронения, предупреждения;
ведение отчетно-технической документации о работе оборудования и установок;
устройство и принцип действия оборудования и коммуникаций;
факторы, влияющие на ход процесса и качество выпускаемой продукции;
правила технологического обслуживания;
схему расположения трубопроводов цеха и межцеховых коммуникаций;
правила и инструкции по производству огневых и газоопасных работ;
правила ведения технической документации;
технологию слива и перекачки жидкостей, осушка газа;
правила подготовки к ремонту и ремонт оборудования, установок;
трубопроводы и трубопроводную арматуру;
способы предупреждения и устранения неисправностей в работе насосов, компрессоров, аппаратов осушки газа;
правила безопасности труда при ремонте;
слесарные инструменты и установки для проведения ремонта;
материалы, применяемые при ремонте и техническом обслуживании оборудования.
Плюсы данной профессии:
это творческая работа, где можно реализоваться;
востребованность на рынке труда;
социальная защищенность;
наличие соц.пакета;
льготный выход на пенсию;
стабильный заработок;
- поддержание личного уровня жизни.
Требования к профессии
Среди рабочих качеств машиниста отмечаются следующие:
долговременная выносливость, в основе которой лежит устойчивость нервной системы;
сопротивляемость к экстренному напряжению и перенапряжению;
сопротивляемость к действию факторов внешней среды;
стрессоустойчивость;
переключение внимания и эмоциональная устойчивость;
психофизиологическая совместимость при работе в группе (бригаде).
Особое внимание следует уделить изучению деятельности машиниста при аварийном режиме. При возникновении такой ситуации от машиниста требуется:
быстрая реакция;
логическое мышление при решении сложнейших задач;
точные и правильные действия.
Отличительной особенностью профессии является возможность экстремальных ситуаций, связанных с высокой вероятностью возникновения аварий и несчастных случаев. При этом роль человека в процессе производства, уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок существенно возрастают. Динамика роста аварийности и травматизма на предприятиях нефтепереработки, причинами возникновения которых служили неправильные или несвоевременные действия человека-оператора, свидетельствуют о необходимости изучения особенностей оперативного труда.
Где можно работать:
на нефтедобывающий, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях города Сызрани и Самарской области;
на всех промышленных предприятиях города Сызрани и Самарской области
на предприятиях нефтяных компаний России;
на очистных промышленных сооружениях.
Смежные профессии:
оператор технологических установок;
машинист компрессорных установок;
оператор товарный. Возможно трудоустройство девушек.
лаборант химического анализа. Возможно трудоустройство девушек.