Задания на анализ исторического источника по истории 9 класс. Подготовка к ОГЭ.




Подготовка к ОГЭ к истории. Задания на анализ источника


1. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.
Из сочинения историка
«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.
 
После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».
2. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.
Из сочинения историка
«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.
 
Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.
 
В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».
3. Укажите год, когда произошли описанные события. Назовите руководителя упомянутого в отрывке Правительства в период, когда произошли описанные события.

Из сочинения историка
«С помощью верных Временному правительству частей Петроградского гарнизона и Красной Гвардии мятеж был быстро подавлен. Важнейшую роль в разгроме Корниловского мятежа сыграли большевики. Результатом провала мятежа, недовольства политикой Временного правительства и поддерживавших его советских партий стала начавшаяся с конца августа массовая большевизация Советов. На позиции РСДРП(б) по вопросу о власти перешли Петроградский и Московский Советы. Исполком Петросовета возглавил Л. Д. Троцкий, месяцем раньше избранный членом ЦК большевистской партии. К середине сентября уже 80 местных Советов крупных городов России поддерживали большевиков. Складывалась ситуация, когда наиболее влиятельные местные Советы переходили в оппозицию не только Временному правительству, но и руководству ВЦИК. В этих условиях политическая стабильность во многом зависела от того, какой тактики будет придерживаться большевистское руководство. Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев склонялись к компромиссу с другими силами «революционной демократии», крайне осторожно подходили к возможным вооружённым выступлениям. Ленин же в начале октября твёрдо и с огромным напором доказывал не только возможность, но и необходимость восстания для захвата власти. Огромное значение имел сложившийся к тому времени альянс Ленина и Троцкого. Авторитет и воля этих политических деятелей почти не оставляла шансов на успех их конкурентам».
4. Назовите десятилетие, когда были проведены реформы, о которых идёт речь. Назовите российского императора, правившего в этот период.

Из сочинения историка
«Центральным событием эпохи <> стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.
 
Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д. А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов низко сидящих броненосцев».
5. Назовите войну, о которой идёт речь. Под каким названием вошло в историю «бунтовщическое движение», о котором упоминается в отрывке?
Из сочинения историка
«Война изменила жизнь всех социальных групп общества. Мобилизация значительной части мужчин деревни, осторожность запасных из-за угрозы отправки на фронт привели к заметному увеличению в массовых выступлениях женщин
 
В официальных сообщениях уже в конце 1914 г. подчеркивается, что «крестьянское население сосредоточенно ожидает окончания войны», при выборах на общественные должности предпочтение отдаётся наиболее радикальным элементам, в том числе участникам «бунтовщического движения», произошедшего за 9 лет до начала войны Во время войны борьба крестьян против помещиков приобрела значительные масштабы, появились новые формы борьбы. За вторую половину 1914 г. отмечено в 3 раза больше выступлений, чем за довоенный период. Крестьянство пасло скот на незасеянных помещичьих полях. Призванные в армию начинали массовые порубки в помещичьих лесах, чтобы обеспечить свои семьи дровами. Множество стычек на этой почве в 1915 г. было отмечено в Волынской, Подольской, Минской, Могилёвской, Тамбовской и Нижегородской губерниях. Усмирение достигалось только с помощью казаков и драгун. Крестьянство не соглашалось с несправедливым распределением тягот войны между деревенским миром и помещиками. В годы войны росло возмущение крестьянства увеличением налогов, а особенно введением новых».

15