Презентация Интерпретация исторического источника как основа смыслового чтения


«Интерпретация исторических источников как основа смыслового чтения»Автор:Зырянова Ольга Валентиновнаучитель истории и обществознания МБОУ «ОСОШ» Усольского района Пермский край ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); •решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; •структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; •интерпретировать текст; •откликаться на содержание и форму текста; •на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; •использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученно 1.Поиск информации и понимание прочитанного2. Преобразование и интерпретация информации3. Оценка информации 1. Определять главную тему, общую цель и назначение текста.2. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.3. Выполнять смысловое свертыввание выделенных фактов и мыслей. 1. Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление.2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы3. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера 1.Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;2. Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;3. Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). 1.Кластер2.Синквейн3. «Рыбья кость»4. Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума5. Денотатный граф Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 1. Россия 2. Многоликая, огромная 3. Живи, расти, процветай 4. Россия – огромная , многоликая страна, в которой я хотел бы жить, расти и процветать.5.Родина Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. • Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь • Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей. • Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». • Оценочные вопросы. Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». • Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?» Другим способом представления учебной информации в критическом ракурсе служит денотатный граф. Термин происходит от греческого слова grapho — пишу) — это способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Памятка для учителя (раздаточный материал) Рекомендации по организации работы до , во время и после чтения. (Раздаточный материал) Составление плана:-Простой (информативный) план -Развёрнутый план -Картинный план  -Стереотипный план -Тезисный план (Раздаточный материал) Этапы работы с историческим документом.(Раздаточный материал) Организация работы с учебными текстами.(Раздаточный материал) Анализ исторического текста как основа понимания исторического факта. (Деревянко А.В. )Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Пикус В.С. Телешкола)Работа с текстом на уроках истории (Методическая копилка)Программа «Стратегия смыслового чтения» и возможность реализации системно-деятельностного подхода в основной школе Майракова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут, Тюменская областьО релизации междисциплинарной программы «основы смыслового чтения и работа с текстом» на предметах естественнонаучного цикла» Нерадовская Л.С., заместитель директора по УВРСтратегии чтения Автор - составитель материалов Конева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературыКритика и интерпретация источников. Всё дело в вопросах Автор – Д-р Бернд-А. Рузинек, приват-доцент в Университете им. Генриха Гейне, Дюссельдорф. Сфера научных интересов – история национал-социализма, история Германии, история науки и техники, методологические вопросы историиФормирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на основе предметного содержания истории . Ткач Г.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30»Основная образовательная программа образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранных языков №1298 г. Москва.Текст и смысл: стратегии чтенияМ.А. Бологова ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАНОрганизация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках ИЯ в младшем подростковом возрасте.Развитие навыков смыслового чтенияпри работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО.