Урок Художественный мир поэта и итоговое сочинение ( по творчеству С. Есенина)


Оргкомитет. На конкурс
Литература 11 класс
Тема: «Художественный мир поэта и итоговое сочинение 2015» (По творчеству Сергея Есенина)
Цель урока:
Образовательные:
Воспитывать способность глубокого понимания лирики С. Есенина;
через понимания лирики Есенина поразмышлять о направлениях итогового сочинения;
подготовка учащихся к написанию итогового сочинения;
повторение, а также закрепление знаний о композиции сочинения;
усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать творческое воображение.
Воспитательные:
стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой;
создание ситуации успеха
развитие интересов и способностей учащихся;
формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости полученных знаний;
воспитание у учащихся любви к слову, чувства прекрасного и интереса к творческому труду;
совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, стоить свое высказывание;
воспитывать чувство любви к родине, ценить красоту окружающего мира.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесный (сообщения учащихся в ходе работы над текстом; рассуждение, беседа);
исследовательский (изучение текстов стихотворения с целью выявления художественно-изобразительных средств);
практический (создание кластеров и защита работы);
репродуктивный (воспроизведение знаний о лирике Есенина, художественно-изобразительных средствах;
стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой работе по использованию знаний о тексте).
наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).
Средства обучения:
технические –
рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;
информационные
слайд – фильм учителя;
тексты-образцы, стихотворения Сергея Есенина;
творческие работы учащихся (кластеры) ;Тип урока : Урок применения и совершенствования знаний ( урок –мастерская)
Вид: семинар
Место урока: данный урок является логическим продолжением системы уроков по творчеству Сергея Есенина
Сценарий урока
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймет
И сгореча бел свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях
Опять октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь…
Сергеев день. (Татьяна Смертина)
Этап урока. Время Задачи Действия учителя Действия учащихся Слайды
Оргмомент (2мин) Организация класса на работу Приветствие.
Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Приветствуют, демонстрируют свою готовность к уроку. Слад №1
Стадия вызова
(6 мин)
Создание необходимого настроения
Подготовка к восприятию темы урока.
Понимание основных целей
на уроке.
Я очень рада, что мы собрались сегодня вместе, чтобы еще раз заглянуть в удивительный мир литературы.
А что значит удивляться?
И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться. Главное, чтобы вы и помимо уроков умели удивляться утру, первому снегу, находили время на любовь ко всему, что нас окружает, не забывали дорогу к родному дому и уверенно шли по правильно выбранному пути. Слайд №2
- Ребята перед вами направления по темам итогового сочинения, которое совсем скоро вам предстоит писать. Пять направлений, где речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над этими направлениями.
Обратите внимание на эпиграф. (Слайд №3)
Кому посвящены эти строки, мы узнали сразу:
Сергею Есенину.
Сможем мы связать творчество поэта и направления итогового сочинения? Сформулируйте тему урока?
Какова цель нашего занятия?
Мы на предыдущих уроках знакомились с основными мотивами лирики С. Есенина. И сегодня поэзия поэта поможет нам понять подготовится к первому серьезному испытанию выпускника 2016.
Итак, тема нашего урока «Художественный мир поэта и итоговое сочинение 2015»
Цель: через понимания лирики Есенина поработать по направлениям итогового сочинения. (Слайд №4)
Отвечают на вопросы учителя :( Радоваться, восхищаться, восторгаться, чувствовать)
\
Учащиеся предлагают варианты темы и формулируют цель занятия Слайд №2
Слайд№3
Слайд №4
Стадия
осмысления
(30мин) Обобщение результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.
Размышляем о поэте и его мире.
Учимся анализировать,
делать выводы.
Начнем свою работу с пятой темы.
2015 год объявлен годом литературы
Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы истории.
Без Книги погибнет человечество, потому что в книгах содержится не только наша история, но отражается философия жизни. Отражается внутренний мир писателя.
2015 год юбилей год для поэта.
120 лет со дня рождения
«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть все – всюду – вечно.» М. Цветаева.
У каждого «свой» Есенин. Это поэт, которого знают и любят до урока
Какой он ваш Есенин?
Составьте кластер «Мой Есенин».
Сделаем вывод:
«Его поэзия есть как разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»
А.Н. Толстой
В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в« песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли и образа.
Учащиеся выполняют задание .(См. приложение №1)
Работа выполняется на фоне музыкального слайда «Мне осталась одна забава…»
Слайд №5
Слайд №6
Сейчас нам предстоит работа в группах.
Работа первой группы
Родной дом…Отчий дом… каждый человек находит в этом, что запомниться на всю жизнь. Дом…
-Ребята, а для вас что обозначает слово дом?
- Что и кого вы вспоминаете, когда произносите это слово? Учащиеся распределяются на четыре группы. Получают задания и приступают к их решению
Работа над заданием «Дом»
Приложение №2 Работа второй группы
Человек не может жить без любви! Взаимной и неразделенной, к людям и к себе, к родителям и детям, к Родине и природе, к окружающему миру ... Всё его жизненное пространство – это пространство любви!
Любовь
Работа на задание
«Любовь»
Приложение №3 Работа третей группы
«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»
(А.А. Блок)
Путь Работа на заданием
«Путь»
Приложение №4 Работа четвертой группы
«Время ткань, из которого состоит жизнь» (Б Франклин)
Время
В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха. Работа на заданием
« Время»
Приложение №5 Подведем итоги нашей работы
Мы свами проследили, что с помощью поэтического мира С. Есенина , зная его творчество, можно подготовится к написанию итогового сочинения.
3 октября поэту Сергею Есенину -120 лет.
Две даты : первая 1825 и 28 декабря 1925 – дата рождения и дата смерти.
30 прожитых поэтом на
этой земле лет.
Много или мало ?В закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили : 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать, 30 – писать, рассказывать людям все, что увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: « Жизнь цениться не за длину».
То , что он дал – это очень много, это целый мир, он живет , движется, переливается, всеми цветами радуг,. эта задушевная песень о великом , о вечном. Защита работ :Учащиеся представляют работы своих групп, записывают тезисы, выводы Слады
№7-11
Рефлексия.
(4мин) Рефлексия Чем мне дорог Есенин?
Что мы уносим с собой?
Ответы записать на цветных листках и прикрепить к символической березе.
(Приложение №6)
Учащиеся делают записи и крепят листы на доску. Дом. задание,
итоги урока
(3 мин)
Предлагаю посмотреть Буктрейлер
поэма С. Есенина
«Анна Снегина»
Прочитать поэму
Написать, используя шаблон, сочинение по выбору. (Приложение №7)
Спасибо за плодотворную работу.
Ваши оценки. Всем на память о нашей работе
буклет. До встречи.
Записывают домашнее задание
Слайд
№12
Слайд
№13
Источники