Анализ лирического произведения Пастернака

«Пейзажный дискурс ранней лирики Б. Пастернака»

Изучены формы, функции и эволюция пейзажного дискурса в лирической книге Б. Пастернака «Близнец в тучах». Специфика и роль пейзажного дискурса в художественном мире поэта.
Исследование пейзажа в ранней лирической книге Б. Пастернака позволяет выявить изначальные авторские стратегии по введению мира природы в мир эстетической реальности текста, что дает возможность адекватно трактовать функционирование пейзажа в более поздних лирических произведениях.
Целостное исследование пейзажного дискурса в ранней поэзии Б. Пастернака значимо для понимания его творчества в целом, эволюции писателя и самобытности его художественного метода. Пейзаж у Б. Пастернака не существует сам по себе, он находится в постоянной связи с другими компонентами текста, отличается адресованностью, выявляет свой дискурсивный характер..

Изучены различные подходы к пониманию литературоведческой категории «пейзаж» и ее эволюции на разных этапах развития литературы; осмыслено понятие «пейзажный дискурс» как литературоведческая категория в ее концептуальном и функциональном аспекте; изучены научные работы по исследованию ранней лирики Б. Пастернака; проанализированы тексты книги «Близнец в тучах» с точки зрения парадигмы картины мира автора; выявлены функции пейзажного дискурса в отдельных лирических текстах; прослежена эволюция пейзажного дискурса в книге в целом.
Пейзажный дискурс лирики Б. Пастернака эксплицирует философско-эстетическую концепцию автора, для которого «природа» - «тайник вселенной» - источник и образ художественного мира, «явленный в слове». Как показало исследование, осуществленное в магистерской работе, истоки процесса формирования авторской концепции жизни и творчества презентованы первым сборником «Близнец в тучах» (1914). Пейзажный дискурс книги «Близнец в тучах» демонстрирует исходные позиции автора по формированию его эстетических методов, которые будут реализованы в последующем творчестве.












13PAGE 15


13PAGE 14215




15