Конспект урока по русскому языку на тему Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова


Конспект урока «Правописание слов с непроизносимыми согласными
в корне слова»
3-й класс
Цели:
выведение и применение правила написания слов с непроизносимыми согласными;
формирование умения проверять написание лов с непроизносимыми согласными;
развитие логического мышления и мыслительных операций анализа и синтеза.
Оборудование: памятка правописания слов с непроизносимыми согласными; учебник русского языка Н.А. Чуракова 3 класс; толковый словарь.
Ход урока:
I. Орг. момент.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игреСмело, чётко говоримИ тихонечко сидим.
- Запишем число, классная работа.
II. Минутка чистописания.
- Начнем мы нашу работу по традиции с минутки чистописания. А сначала отгадаем загадки и определим, с какими буквами будем работать.
Хлопотун ЕгоркаВзялся за уборку:В пляс по комнате пошёл,Оглянулся – чистый пол (веник).
Я по дереву стучу,Червяка достать хочу, Хоть и скрылся под корой,Все равно он будет мой (дятел).
Я землю копала –Ничуть не устала.А кто мной копал,Тот и устал (лопата).
Что за чудо, что за ящик?Сам – певец и сам рассказчик,И к тому же заодноДемонстрирует кино (телевизор).
- Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова. (В, Л, Д, Т).
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими
буквами.

- Написать до конца строки. (Пишут в тетради).
III. Словарная работа
- Прочитайте слово на доске (Чувство).
- Что обозначает это слово?
- Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь?
Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция).
- Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове? ( В, Т, В). Учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове чувство.
-Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется.
- Напишите это слово в воздухе.
- Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется. (Чувство)
- Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски).
- Запишите это слово в тетрадь.
- Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
- Молодцы!
- Запишите предложение под диктовку:
Меня охватило чувство любви к родному краю.
- Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.
- Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (показ на обратной стороне доски)
- Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок.
III. Изучение нового материала.
-Что за орфограмма в слове чувство?
- Сколько букв в слове «чувство»? (7 букв).
- А сколько звуков? (6 звуков).
- Какой можно сделать вывод? (В слове «чувство» букв больше, чем звуков).
- Почему звуков меньше чем букв? (Один звук не произносится).
- Какой звук в слове «чувство» не произносится? ([ в ]).
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
-Давайте выясним, какие согласные не произносятся (с. 11 упр. 6).
- Какие звуковые сочетания произносятся на месте выпадения согласной? ([рц],[нц], [ств], ([зн], [сн]).
-Прочитайте правило, а теперь давайте все вместе.
-Какие буквы мы прописали в начале урока? (буквы, которые обозначают непроизносимые согласные).
- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы; а может быть эту согласную можно проверить?
- Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, и выберете верный вариант записи слова. Выделите в этом слове корень.
1 гр.
[изв'эсный']
1. извесный -
2. известный –
[усный']
1. усный
2. устный –
2 гр.
[капусный']
1. капустный -
2. капусный –
[св'иснуть ']
1. свиснуть -
2. свистнуть –
3 гр.
[позн'ий']
1. поздний -
2. позний -
[зв'озный']
1. звёзный -
2. звёздный –
4 гр.
[м'эсный']
1. месный -
2. местный -
[уч'асн'ик]
1. участник -
2. учасник -
- Где находятся непроизносимые согласные? (В корне слова).
Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после этих согласных стоял гласный.
Коллективное определение способа проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова:
VI. Физкультминутка.
Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
VII. Обобщение знаний правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
-Вернемся к слову чувство.
-Объясните правописание непроизносимой согласной в корне этого слова.
-Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в группах.
VIII. Итог.
-Чему учились на уроке?
-Что поможет вам правильно писать слова с непроизносимыми согласными?
- Расскажите правило проверки непроизносимой согласной в корне слова?
-Как вы справились с работой в группах?
-Как работала ваша группа?
IX. Домашнее задание:
-Придумать и записать 5 слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
-Подобрать к ним проверочные слова.